34-летний Таави Рыйвас считается перспективным эстонским политиком. Фото Reuters
В последних числах марта 2014 года в Эстонии произошла смена правительства. Она как бы носила косметический характер, так как ведущей партией в правительстве осталась прежняя – Партия реформ, а премьер-министром стал ее активист. Это вызывало вопросы, так как эстонская внутриполитическая жизнь не отличается острой межпартийной борьбой и резкими переменами. Первый – о том, что все же вызвало отставку правительства. Механизм власти в Эстонии устроен так, что возможен вариант ухода в отставку правительства в полном составе или, как следствие, отставки премьер-министра, что приводит к автоматическому прекращению полномочий правительства. В данном случае рычагом смены правительства стала отставка премьера. Второй вопрос состоит в том, для каких целей создавалось новое правительство, если его ключевые элементы не претерпели серьезных изменений. Ответы на оба вопроса взаимосвязаны.
Ретроспективный обзор свидетельствует, что отставка Андруса Ансипа (бессменный эстонский премьер с 2005 по 2014 год) была ожидаемой. Он сам говорил о ней уже примерно полгода, ссылаясь на усталость и желание сменить род деятельности. Сам факт его отставки в эстонском обществе был воспринят спокойно. Президент Томас Хендрик Ильвес предложил Партии реформ, составлявшей основу правящей коалиции в парламенте, кандидатуру на пост премьер-министра. Он не рассматривал альтернатив реформистам, хотя в парламенте Эстонии представлены четыре партии, обладающие близким числом мест: Партия реформ (либеральная) – 33, Центристская партия (ориентация соответствует названию) – 26, Союз отечества и Res Publica (консервативная) – 23, Социал-демократическая партия (левоцентристская) – 19.
В Партии реформ рассматривались три кандидата на пост премьера. Сийм Каллас – ветеран партии, который в настоящее время является еврокомиссаром и, более того, занимает пост заместителя председателя Еврокомиссии. Ханно Певкур – министр юстиции (с декабря 2012 года). Таави Рыйвас – министр социальных дел (с декабря 2012 года). Два последних относятся к молодому поколению Партии реформ, где воспринимаются как партийный актив, которому в обозримом будущем предстоит взять на себя руководство партией.
Первоначально президенту был предложен Каллас, кандидатура которого возражений у руководителя государства не встретила. Сложности возникли при обсуждении в парламенте, где Калласу пришлось отвечать на неудобные вопросы и выслушивать критику в свой адрес. В конечном итоге он взял самоотвод, который, как складывается впечатление, планировался. Ведь он даже не оставил свой пост в Еврокомиссии. На слушаниях в парламенте Каллас в косвенной форме дал понять партнерам по коалиции, действовавшей при Ансипе (Партия реформ, партия Союз отечества и Res Publica), что он не намеревается приглашать их в правительство, то есть практически торпедировал коалицию. Его обвинили в разрушении коалиции. В итоге Партия реформ посчитала себя свободной от коалиционных обязательств, Ансип сохранил свой авторитет, а Каллас, выполнив свою функцию разрыва с партнерами по коалиции, вернулся в Брюссель.
В конечном счете формирование правительства было поручено Рыйвасу, который завершил процесс партийного переформатирования в парламенте, создав коалицию с социал-демократами. Почти сразу общественный рейтинг реформистов заметно повысился за счет трех факторов: популярности в Эстонии Социал-демократической партии, социального профиля нового премьера и его перспективного возраста.
Сопоставление перечисленных выше фактов с датой предстоящих парламентских выборов в Эстонии (март 2015 года) наводят на мысль о том, что они связаны между собой. Судя по всему, реформистов беспокоит падение их авторитета в обществе, и они заблаговременно начинают корректировать свою внутриполитическую деятельность в преддверии будущих выборов в парламент. Показательно, что новый премьер провозгласил, что в центр внимания правительства выносятся вопросы социального благополучия.
Заблаговременную подготовку эстонской элиты к парламентским выборам можно расценить как косвенное признание того, что социально-экономическая обстановка в Эстонии не столь позитивна, как пытаются представить власти. На этом фоне коалиция либералов и левоцентристов направлена на то, чтобы снять социальное напряжение в обществе. Следует ожидать популистских мер, направленных на изменение имиджа правительства в направлении его социальной ориентированности. В то же время Партия реформ не выдвигает идей пересмотра основ партийной программы, которые базируются на том, что в рыночной экономике предпочтение следует отдавать интересам бизнеса, а не общества, олицетворяемого государством. Отсюда следует вывод, что эстонской элите не чужда концепция социального государства, но воспринимается она утилитарно как апробированный и эффективный инструмент современных политических технологий.
Отмеченные тактические маневры в партийной жизни Эстонии помимо парламентских выборов имеют и более дальнюю цель. Речь идет о том, что в 2016 году состоятся перевыборы президента Эстонской Республики, который избирается депутатами парламента. Соответственно продвижение выдвинутых кандидатов и прохождение этого процесса будут зависеть от сочетания сил в новом составе парламента. Дополнительная интрига заключается в том, что нынешний глава эстонского государства Томас Ильвес не сможет выставлять свою кандидатуру, так как местным законодательством разрешено пребывание президента во власти только два срока, которые он к 2016 году исчерпает.
В этой связи можно ожидать, что наиболее вероятным и перспективным кандидатом на пост президента Эстонии скорее всего будет Ансип. В эту версию органично вписываются все события эстонской внутриполитической жизни последнего времени, включающие его недавнюю отставку с поста премьера. Для самого Ансипа эстонское президентство стало бы достойным подарком к будущему 60-летию (1956 г.р.) и заслуженной наградой за последовательное утверждение евро-атлантической линии в эстонской политике.
В рамках изложенного становится более понятной недавняя покладистость эстонцев при подписании пограничного договора (19.02.14 года) между Россией и Эстонией. Его ратификация может быть сдвинута эстонскими властями ближе к дате парламентских выборов с целью оказания выгодного влияния на русскоязычное население страны. Тем более что развязанная на Западе кампания в отношении России в связи с событиями в Украине предоставляет возможность маневра со сроками ратификации российско-эстонского пограндоговора. С другой стороны, ориентированность эстонской элиты на парламентские и президентские выборы открывает больше возможностей для нормализации в этот период двусторонних отношений и продвижения российских интересов в Эстонии. В целом можно констатировать, что нынешняя эстонская политическая элита проявляет дальновидность и, в частности, уже сейчас формирует благоприятные условия для сохранения себя у власти.