Падение Берлинской стены не устранило всех разделительных линий в Европе. Фото Reuters
Идея единого и неделимого евроатлантического пространства имеет глубокие корни. Ее разрабатывали философы и экономисты, декларировали политики и государственные деятели. После окончания холодной войны многим казалось, что до евроатлантического единства буквально рукой подать. Требуется всего лишь еще одно усилие, еще один шаг – и желанная цель будет достигнута.Увы! XXI век разменял свое второе десятилетие, холодная война отодвигается все дальше в прошлое, а евро-атлантическое единство остается для нас далекой линией горизонта. Да, вероятность разрушительной ядерной или неядерной войны в евро-атлантическом регионе сегодня близка к нулю. Да, экономические и гуманитарные контакты в регионе достигли беспрецедентных масштабов. Тем не менее в главном – военно-стратегическом измерении – изменилось удивительно мало.
Стратегические установки полувековой давности и соответствующие этим установкам военно-технические программы остаются в основном в неприкосновенности. Значительные ядерные арсеналы сохраняются в состоянии повышенной готовности и могут быть приведены в действие в течение нескольких минут. Тысячи единиц тактического ядерного оружия по-прежнему размещены в Европе. Дискуссии о противоракетной обороне топчутся на месте. Одним словом, до боли знакомая старшему поколению картина, возвращающая нас в 80-е или 70-е годы прошлого века. В то же время новые вызовы безопасности, вызовы нынешнего столетия – такие как высокоточные неядерные вооружения, космическое оружие, киберугрозы – вообще не являются предметом сколько-нибудь серьезного обсуждения.
Какой из этого следует вывод? Положение дел в области евро-Аатлантической безопасности за последние двадцать лет, к сожалению, не только не улучшилось, а скорее ухудшилось.
За инерцию мышления в области безопасности приходится платить в буквальном смысле слова. Даже если ограничиться только сферой ядерного оружия, цифры уже запланированных расходов поражают воображение. Соединенные Штаты намерены потратить на создание нового поколения ядерных подводных лодок и стратегических бомбардировщиков более 400 млрд. долл. Десять миллиардов уйдут только на то, чтобы продлить срок жизни ядерного оружия, размещенного в Европе. Россия в ближайшие десять лет планирует израсходовать 1,9 трлн. руб. на модернизацию своих ядерных сил стратегического назначения. Великобритании замена ракет системы «Трайдент» обойдется в 25 млрд. фунтов. И все это происходит во время всеобщих бюджетных дефицитов и жесткой финансовой экономии. Как будто у наших стран нет других, более жизненно важных задач, требующих срочного выделения финансовых ресурсов!
Как показали два десятилетия, прошедшие после окончания холодной войны, взаимные подозрения, опасения, враждебность, отравляющие атмосферу на евро-атлантическом пространстве, сами по себе никуда не денутся, даже если объективных предпосылок для конфронтации не существует. Порочный круг (недоверие – ядерное противостояние – еще большее недоверие) никак не удается разорвать: логика прошлого довлеет над реальностями настоящего.
Итак, приходится констатировать, что мир стал менее безопасным, появились новые угрозы.
В этих условиях, чтобы переломить негативные тенденции, нужны новые современные подходы, новые механизмы и новые идеи, без которых будет трудно окончательно освободиться от наследия холодной войны.
В последнее время эти вопросы стали предметом широкого обсуждения среди экспертного сообщества России, США, европейских государств. Развернутый доклад о новой стратегии обеспечения безопасности в евро-атлантическом регионе подготовлен совместно Российским советом по международным делам (РСМД), Фондом по предотвращению ядерной угрозы (NTI), Мюнхенской конференцией по европейской безопасности и Европейской сетью лидеров за многостороннее ядерное разоружение и нераспространение (ELN). (С полным текстом Доклада можно ознакомиться на сайте РСМД)
Суть многих предложений сводится к необходимости безотлагательно начать интенсивный диалог на высоком уровне по широкому кругу проблем в области безопасности в евро-атлантическом регионе. Предложение звучит тривиально, но именно такого диалога нам не хватало долгое время; ведущиеся обсуждения фокусируются на симптомах, а не на причинах болезни. Цель заключается в том, чтобы понять и устранить различия в восприятии угроз, снизить вероятность возникновения конфликтов и повысить степень безопасности, обеспечить эффективное взаимодействие по противодействию новым угрозам и вызовам безопасности. Формирование общего пространства безопасности в евро-атлантическом регионе – это не самоцель, а платформа для решения и других общих вопросов, прежде всего в области экономического развития.
Каким же образом запускать такой диалоговый механизм, который бы наконец-то способствовал формированию в нашем регионе позитивной, а не негативной повестки дня в области безопасности?
1. Чтобы дать старт новому диалоговому процессу, прежде всего необходимо иметь соответствующий мандат на высоком политическом уровне всех государств евро-атлантического региона. Только такой мандат может обеспечить создание новой площадки, на которой будут обсуждаться реальные вопросы евро-атлантической безопасности.
2. Новый диалоговый механизм должен опираться на ряд основополагающих принципов:
– cоблюдение универсальных принципов равной и неделимой безопасности;
– продвижение к общему пространству мира, безопасности и стабильности в евро-атлантическом регионе на принципах взаимного доверия, транспарентности и предсказуемости;
– рассмотрение в неразрывной связи вопросов наступательных и оборонительных средств;
– осуществление дальнейших сокращений стратегических наступательных вооружений с обязательным учетом всех других факторов, влияющих на глобальную стратегическую стабильность, включая противоракетную оборону, силы быстрого реагирования, обычные вооруженные силы, кибероружие, космические вооружения;
– поэтапный переход, по мере готовности, от устаревшей концепции взаимного гарантированного уничтожения к отношениям, основанным на доверии, взаимопонимании, взаимодействии по вопросам безопасности.
3. Разумеется, потребуются и соответствующие механизмы подключения к диалогу межгосударственных институтов, в той или иной мере отвечающих за состояние евро-атлантической безопасности сегодня. Чем шире будет коалиция сторонников новых подходов к безопасности, тем выше окажутся шансы на успех общей инициативы. Важно с самого начала договориться о том, что диалог не будет иметь своей целью подорвать позиции какой-то политической силы, изолировать какую-то организацию или загнать в угол кого-то из участников. Решение проблем евро-атлантической безопасности должно отвечать общим интересам, в противном случае оно просто не будет работать.
4. Для реализации этого плана можно было бы учредить контактную группу по вопросам безопасности, в которую вошли бы представители ОБСЕ, ЕС, НАТО, ОДКБ. В задачу контактной группы входила бы подготовка рекомендаций для лидеров по ключевым вопросам, включая разработку общих параметров нового «европейского концерта», определение гражданских и военных представителей, на которых будут возложены задачи разработки деталей будущих договоренностей, определение круга рассматриваемых вопросов и первоочередных приоритетов.
На основе рекомендаций, подготовленных контактной группой, лидеры государств евроатлантического региона учредили бы новый диалоговый механизм по вопросам безопасности в евро-атлантическом регионе.
5. Сам диалог может проводиться по нескольким трекам с целью подготовки концепции и практических шагов. Существующие форумы, такие как Форум ОБСЕ по сотрудничеству в области безопасности, Совет Россия–НАТО, могут принимать участие для проработки отдельных относящихся к их компетентности вопросов. Некоторые из обсуждений могут носить двусторонний характер – например, принципиально важным представляется российско-американский двусторонний диалог. Другие обсуждения могут быть многосторонними с различным числом участников.
В случае успешной реализации проекта на определенном этапе может встать вопрос об учреждении нового евро-атлантического форума по безопасности. Такой форум мог бы играть решающую роль в реализации ключевых положений договоренностей и поддержании диалога по укреплению взаимной безопасности. Кроме того, он повысил бы статус новой инициативы, став символом нового подхода к укреплению безопасности в евро-атлантическом регионе.
Изложенные предложения, разумеется, представляют собой лишь общие контуры возможных шагов в направлении формирования новой архитектуры безопасности евро-атлантического региона. Они являются приглашением к дискуссии, в ходе которой могут возникнуть и другие подходы и предложения. Ясно одно – эту дискуссию нельзя откладывать, поскольку ставкой здесь является наше общее будущее.