Парламентская коалиция в Молдавии стала итогом переговоров «старых друзей» – Влада Филата и Владимира Плахотнюка. В результате в коалицию, обставленную множеством новых условий и договоренностей, вошли Либерально-демократическая, Демократическая партии, часть представителей Либеральной партии и несколько так называемых независимых депутатов, которые и обеспечили необходимое число голосов. Ключевые игроки политического процесса – Демократическая и Либерально-демократическая партии, за которыми стоят два богатейших человека Молдавии, в публичной сфере остались при своих интересах. Либерально-демократическая партия Филата получила пост премьер-министра, а Демократическая партия Плахотнюка – должность спикера парламента, который возглавил Игорь Корман.
Отличительной особенностью стал тот факт, что ни Филат, ни Плахотнюк, ранее занимавшие высокие посты в исполнительной и законодательной ветвях власти, теперь ими не обладают. Однако это ничего не меняет по существу, поскольку подконтрольные чиновники и депутаты дают им эффективные рычаги влияния на ситуацию. Собственно, это не раз можно было наблюдать в последние месяцы, когда неожиданно голосовались законы и принимались решения.
Создание новой коалиции отражает заинтересованность основных политических сил и тем более независимых депутатов не доводить ситуацию до досрочных парламентских выборов.
Для Брюсселя принципиально важной задачей было не допустить молдавских коммунистов к власти, поскольку это перечеркивало так называемую историю успеха Молдавии на пути к ЕС, которой в Брюсселе придают большое значение. Этим объясняется тот факт, что в последние годы Брюссель закрывал глаза на грубые нарушения законов молдавскими политиками, которые в большей степени руководствовались личными интересами.
Нынешняя коалиция в парламенте, правительство и президент демонстрируют единодушное желание добиться успеха на европейском направлении. Это нашло отражение в программе нового правительства. Лянкэ недвусмысленно расставил внешнеполитические акценты, отметив, что власти будут развивать отношения прежде всего с ЕС, Румынией, Украиной и Россией, которая оказалась в списке приоритетов лишь на четвертом месте.
Стоит отметить, что на этапе переговорного процесса молдавских политиков Россия усиливала внимание к Кишиневу. Однако отсутствие политических сил, способных реально оценивать перспективы развития молдавского государства и ориентированных на сотрудничество с Москвой, сводило на нет все усилия российской политики. Молдавские коммунисты, о которых периодически вспоминают в периоды обострения политической ситуации в Молдавии, не могут рассматриваться в качестве надежного партнера России. Так же как абсурдно выглядели утверждения о достижении каких-то договоренностей с бывшим премьер-министром Владом Филатом. Его прозападная политическая ориентация не позволяла ему совершать какие-либо шаги, которые шли вразрез с курсом Молдавии на европейскую интеграцию.
В этом плане новое правительство Лянкэ ничем не будет отличаться от предыдущего. Риторика о приверженности европейскому курсу страны будет происходить на фоне дальнейшего падения жизненного уровня населения. Правительство будет вынуждено демонстрировать успехи, которые в основном достигаются за счет различных грантов и внешних займов.
Парламентская коалиция, которая напоминает собой лоскутное одеяло, вряд ли просуществует долго. Борьба лидеров Либерально-демократической и Демократической партий вернет парламент в состояние нестабильности и конфликтности.
ЕС постарается извлечь уроки из последнего молдавского кризиса, склоняя власти к проведению конституционной реформы, которая должна повысить стабильность работы отдельных ветвей власти. По крайней мере комиссар по вопросам расширения и политике добрососедства ЕС Штефан Фюле сразу же после назначения нового правительства прямо заявил о необходимости поработать над демократическими реформами и разделением властей. Подобное заявление, больше похожее на прямое указание, показывает, что в Брюсселе намерены сохранить политический контроль над Молдавией и свести к минимуму противоречия, существующие в молдавской элите.