0
6845
Газета Интернет-версия

29.10.2012 00:00:00

Итальянец, открывший перед СССР дверь в Европу

Джованни Бенси

Об авторе: Джованни Бенси, Рим

Тэги: италия, ссср


италия, ссср Основателю ENI неоднократно приходилось объяснять преимущества сотрудничества с Советским Союзом.
Фото с сайта www.eni.com

Полвека назад, 27 октября 1962 года, основатель и президент итальянской государственной нефтегазовой компании ENI Энрико Маттеи возвращался cамолетом из Сицилии в Милан. На подлете к аэропорту «Линате» началась сильная гроза, самолет потерял высоту и рухнул близ деревни Бескапе. Погибли все пассажиры – сам Маттеи, пилот Ирнерио Бертуцци и британский журналист Уильям МакХейл. По словам свидетелей катастрофы, главным из которых был крестьянин Марио Ронки (правда, позднее он отказался от своих показаний), самолет взорвался в воздухе.

По случаю 50-й годовщины гибели своего предшественника нынешний президент ENI Джузеппе Рекки заявил: «Маттеи был одним из первых, кто понял, что границы можно преодолевать, а различие в культурах надо уважать. Ему было ясно, что никакая международная стратегия невозможна без тщательного знания стран, с которыми ведутся операции». В память о Маттеи в Италии проходит декада мероприятий с конференциями, симпозиумами, демонстрациями фильмов, среди которых «Дело Маттеи» известного режиссера Франческо Рози.

Расследование, проведенное итальянскими ВВС и прокуратурой по подозрению в теракте, закончилось закрытием дела из-за отсутствия состава преступления. Но в 1997 году были обнаружены дополнительные вещественные доказательства, которые могли быть исследованы с помощью более современных технологий, и было предпринято новое расследование. На этот раз следствие пришло к выводу, что самолет «был умышленно сбит», однако не смогло назвать ни заказчиков, ни исполнителей преступления. Анализы свидетельствовали о наличии на телах пассажиров следов взрыва. Доказано, что в самолете была заложена бомба мощностью 150 граммов в тротиловом эквиваленте. Она была спрятана за приборной панелью и, видимо, сработала при выпуске шасси. В феврале 2003 года Винченцо Калиа, прокурор города Павия, в юрисдикцию которого входит Бескапе, сдал дело в архив. С тех пор не было предпринято ни одной попытки пролить свет на обстоятельства трагической гибели Маттеи.

Значит, все-таки теракт. Но кем совершенный? Чтобы найти ответ на этот вопрос, напомним, что Маттеи считался пионером экономических и отчасти политических отношений Италии и всей Европы с Советским Союзом. В поисках сравнительно дешевых источников нефти и газа он открыл двери Европы советскому ТЭКу. Чем содействовал подрыву доминирующего положения в мире англо-американских нефтяных компаний и навлек на себя неприязнь «Семи сестер». Ведь активность Маттеи шла вразрез не только с экономическими постулатами того времени, но и с догматами холодной войны, которые предполагали изоляцию СССР.

Долгое время считалось, что контакты Маттеи с Советским Союзом как экономическим партнером осуществлялись без согласия христианско-демократического правительства тех дней, особенно премьера Аминторе Фанфани. Но последние исследования показали, что это далеко не так. Историк Илария Тремолада в книге о «нефтяном пирате» (как она называет Маттеи) пишет: «Италия стремилась сделать из Советского Союза бассейн для своего импорта, и посольство в Москве было сердцевиной этого проекта».

«Бомба», потрясшая Белый дом, Даунинг-стрит и совет директоров «Семи сестер», «взорвалась» в октябре 1960 года, когда Маттеи приехал в Москву вслед за президентом Итальянской Республики Джованни Гронки. Во время пребывания президента ENI в советской столице председатель «Союзнефтеэкспорта» Евгений Гуров предложил итальянскому концерну принять участие в прокладке нефтепровода Кавказ-Северное море. Советское правительство заявило о готовности поставлять в течение четырех лет 12 млн. тонн нефти (для сравнения: нефтяные поля ENI в Египте давали 1 млн. тонн ежегодно, а добыча в Иране составляла 2 млн. тонн в год). Взамен СССР хотел получить 50 тыс. тонн синтетической резины, 240 тыс. тонн стальных труб большого диаметра, насосы для перекачки нефти и компрессоры для нефтепроводов. Соответствующее соглашение было подписано 11 октября 1960 года самим Маттеи и министром внешней торговли СССР Николаем Патоличевым. Разумеется, с благословения Никиты Хрущева.

Для Италии сделка оказалась чрезвычайно выгодной. Она смогла приобретать в СССР нефть по цене 1 долл. за баррель, тогда как из Кувейта импортировала за 1,59 долл. за баррель плюс 0,59 долл. в качестве транспортных расходов.

Но и СССР извлек немалую пользу. Благодаря торговому сотрудничеству с Италией он приобрел качественное оборудование, позволившее ему выполнить весьма амбициозный семилетний план развития народного хозяйства.

А Энрико Маттеи, пытаясь дать Советскому Союзу толчок на пути модернизации, поплатился жизнью в до сих пор окутанной тайной авиакатастрофе...


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
1203
Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

0
747
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
1456
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1410

Другие новости