0
1907
Газета Интернет-версия

24.11.2008 00:00:00

Майндорфское мирное продвижение

Тэги: нкр, конфликт


нкр, конфликт Мирная жизнь куда предпочтительнее военной обстановки, от которой карабахцы устали.
Фото автора

На минувшей неделе власти непризнанной Нагорно-Карабахской республики (НКР) посредством Международного комитета Красного Креста передали азербайджанской стороне тело погибшего военнослужащего. В ночь с 15 на 16 ноября произошло первое со дня подписания Декларации об урегулировании карабахского конфликта боестолкновение противоборствующих сторон.

Напомним, что инициатором подписания Майндорфской декларации о неприменении силы в разрешении карабахского конфликта стал президент России Дмитрий Медведев. В документе, скрепленном подписями глав Азербайджана и Армении Ильхама Алиева и Сержа Саргсяна, а также самого Медведева, в частности, говорится, что стороны выражают готовность «способствовать оздоровлению ситуации на Южном Кавказе и установлению в регионе обстановки стабильности и безопасности путем политического урегулирования нагорнокарабахского конфликта на принципах и нормах международного права», и закрепляется договоренность президентов Азербайджана и Армении продолжать работу над согласованием политического урегулирования конфликта. При этом главам МИДов двух стран поручается «активизировать дальнейшие шаги в переговорном процессе во взаимодействии с сопредседателями Минской группы (МГ) ОБСЕ».

Этот документ в целом получил неоднозначную оценку в политических и экспертных кругах Южного Кавказа. Известный грузинский политолог Рамаз Сакварелидзе, в частности, полагает, что активизация Москвы в направлении разрешения карабахского конфликта напрямую связана с симптомами возможного урегулирования турецко-армянских отношений. «Турция реализует план Запада, суть которого состоит в том, чтобы путем нормализации отношений с Арменией добиться ее включения в западные структуры и, следовательно, вырвать ее из орбиты российского влияния... Как только Турция появилась на армянской арене, тотчас Медведев взял на себя урегулирование карабахского конфликта, вытеснив из этого процесса турок», – заявил профессор. По его мнению, спешное и неожиданное приглашение Алиева и Саргсяна в Москву вызвано именно турецким фактором, но «она (Россия. – «НГ») едва ли захочет разрешить этот конфликт». «Для этого Россия имела много времени, но ничего не делала, несмотря на то что Турция тогда с ней не соперничала», – считает Сакварелидзе.

Определенным подтверждением версии политолога может служить то, что спустя несколько дней после московской встречи президент Турции Абдулла Гюль предложил устроить трехсторонние переговоры по НКР на президентском уровне уже в Стамбуле. Эта идея была встречена в Ереване весьма сдержанно. Президент Саргсян высказался в том духе, что Анкара едва ли может быть объективным посредником в процессе урегулирования на нынешнем этапе. Тем самым Ереван и подчеркнул свои приоритеты, и одновременно положил конец различного рода инсинуациям о готовности к односторонним уступкам.

Между тем реакция на Майндорфскую декларацию в Армении была особенно бурная в отличие от Баку, где и власти, и оппозиция комментировали подписание документа скупо, делая акцент на том, что справедливое урегулирование конфликта может быть только на основе территориальной целостности Азербайджана.

В Армении же недостатка в комментариях и импровизациях не было: от обвинений Саргсяна в сдаче НКР до восхвалений армянской дипломатии, «приблизившей справедливую развязку» карабахского узла на основе права нации на самоопределение. На этом крайне поляризованном фоне наиболее взвешенной представляется оценка, данная побывавшим на днях в Москве председателем постоянной комиссии по внешним сношениям Национального собрания (парламента) Армении, представителем Верховного органа Армянской революционной федерации «Дашнакцутюн» (АРФД) Арменом Рустамяном. «Недостаток в декларации один – отсутствует Нагорный Карабах. Ереван может защищать интересы армянства, но вопросы, связанные со статусом, гарантиями безопасности, беженцами, – это прерогатива непосредственно Степанакерта», – заявил Рустамян «НГ». Тем не менее, по его словам, подписание Майндорфской декларации – важнейшее событие, по значимости сопоставимое с соглашением о прекращении огня 1994 года. Рустамян считает, что Нагорный Карабах до подписания декларации был на грани войны. «Все последние годы из Баку доносились угрозы решить проблему силовым путем. Воинственная риторика, колоссальный военный бюджет, усиленная милитаризация свидетельствовали об одном – Азербайджан готовится к войне. Теперь благодаря подписанному президентами документу накал снизился», – сказал «НГ» Рустамян.

Примерно так же оценивают декларацию и власти НКР. Но при этом Степанакерт подчеркивает острую необходимость своего возвращения в переговорный процесс. Президент НКР Бако Саакян на состоявшейся на днях встрече с сопредседателями МГ ОБСЕ подчеркнул, что «в Арцахе (самоназвание НКР. – «НГ») ценят любой документ, который может оказать положительное воздействие на установление цивилизованного диалога в процессе урегулирования азербайджано-карабахского конфликта, но процессу урегулирования невозможно будет придать всеобъемлющий характер без полноценного участия в нем НКР, тем более учитывая, что у Арцаха имеется своя точка зрения по урегулированию конфликта». А глава МИДа непризнанной республики Георгий Петросян не раз заявлял «НГ»: «Судьба Карабаха не решится без Карабаха».

Между тем в Баку считают, что требования вернуть НКР за стол переговоров – это лишь попытка армянской стороны выиграть время. «Степанакерт участвовал в переговорах в 90-х годах, но что это дало в плане разрешения конфликта? Но, с другой стороны, если власти считают НКР неотъемлемой частью Азербайджана, то нелогичен отказ от диалога с собственными согражданами», – также неоднократно говорил «НГ» профессор Расим Мусабеков.

Похоже, к этому стали склоняться и посредники МГ ОБСЕ. В частности, сопредседатель группы со стороны России Юрий Мерзляков, комментируя итоги поездки МГ ОБСЕ 15 ноября в Степанакерт, заявил, что «без участия представителей Нагорного Карабаха выработки текста соглашения не будет». При этом посредники отметили, что главы Армении и Азербайджана, подписав Майндорфскую декларацию, как никогда продемонстрировали «решимость не выходить за рамки мирного урегулирования конфликта, что позволяет с оптимизмом смотреть в будущее». Наибольшим оптимистом среди них оказался сопредседатель МГ ОБСЕ от США Мэтью Брайза, по мнению которого если нынешняя ситуация не выйдет из-под контроля, то «развязку по Нагорному Карабаху можно ожидать уже в следующем, 2009 году».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Ольга Соловьева

Более 50% россиян ждут повышения качества жизни через несколько лет

0
637
Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Стилистика традиционного обращения КПРФ к президенту в этом году ужесточилась

0
651
Доллар стал средством политического шантажа

Доллар стал средством политического шантажа

Анастасия Башкатова

Китайским банкам пригрозили финансовой изоляцией за сотрудничество с Москвой

0
886
Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил исключительность служителей Фемиды

0
628

Другие новости