0
1548
Газета Интернет-версия

16.06.2008 00:00:00

Приток мигрантов – не всегда проблема

Тэги: интервью, ес, соседи, экономика


Член Европейской комиссии Данута Хюбнер, курирующая вопросы региональной политики, в начале этого месяца побывала в Москве. В интервью «НГ» она рассказала о своем видении интеграционных процессов на пространстве бывшего социалистического блока, разъяснила, чего следует ждать от ЕС его соседям из Восточной Европы и Южного Кавказа, а также прокомментировала ситуацию в миграционной сфере.

– Г-жа Хюбнер, в одном из своих выступлений вы упоминали, что Европе необходима более глубокая интеграция. Расскажите, пожалуйста, об интеграционных процессах, проходящих в Европе и затрагивающих в том числе страны бывшего социалистического блока.

– Экономики стран Центральной и Восточной Европы уже глубоко интегрировались в экономику Евросоюза. Около 80% их торговли ведется с другими странами-членами. Словения уже присоединилась, а Словакия вскоре присоединится к еврозоне. Очевидно, экономическая интеграция – это длительный процесс, начавшийся после краха экономического сотрудничества внутри восточного блока и присоединения этих стран к ЕС. Здесь региональная политика также играет роль не в последнюю очередь через инвестиции в инфраструктуру, связывающую старые и новые страны-члены.

Что касается соседей ЕС в Восточной Европе, мы наращиваем сотрудничество с ними посредством территориальных проектов, финансируемых в рамках Инструмента европейского соседства и партнерства. Мы хотим предотвратить появление новых разделительных линий между расширившимся ЕС и его соседями.

– Считаете ли вы, что Армения, Азербайджан, Грузия, Молдавия, Белоруссия и Украина должны иметь европейскую перспективу? Когда может произойти новое расширение ЕС?

– Все перечисленные вами страны – партнеры Европейской политики соседства (ENP). С помощью программ и проектов, реализуемых в рамках этого механизма, эти страны сближаются с Евросоюзом. В интересах ЕС и его соседей построить более крепкие и продвинутые отношения. Действительно, ENP и процесс расширения ЕС – это по-прежнему разные вещи. Однако ничто не предрешает того, как дальше будут развиваться отношения ЕС и европейских соседей в соответствии с положениями договоров Евросоюза. Чем активнее страна-партнер взаимодействует с Евросоюзом, тем большего она может ожидать от ЕС – как в политическом, так и в экономическом плане, а также в сфере финансового и технического сотрудничества.

– Некоторые эксперты рассматривают недавнюю инициативу Польши и Швеции по созданию «Восточного партнерства» как подтверждение неэффективности Европейской политики соседства. Разделяете ли вы это мнение? В целом нуждается ли ЕС в таких форумах, как «Восточное партнерство» и «Евро-Средиземноморское партнерство»?

– Европейская политика соседства позволяет выбрать дифференцированный и индивидуальный подход к каждой из стран-партнеров по ENP. Прежде всего речь идет о взаимодействии ЕС со странами-партнерами на двустороннем уровне, однако оно также связано с региональными и субрегиональными процессами.

Предложение, о котором вы упомянули, касается укрепления региональных связей внутри ENP, активизации внутрирегионального сотрудничества. Поляки и шведы предложили углубить двустороннее взаимодействие и укрепить многостороннее сотрудничество. «Восточное партнерство» станет дополнением к существующим региональным инициативам – «Черноморской синергии», выходящей за рамки Европейской политики соседства и охватывающей Турцию и Россию, а также «Северному измерению». Польско-шведское предложение будет обсуждаться в июне главами государств и правительств Евросоюза.

«Евро-Средиземноморское партнерство» имеет два взаимодополняющих измерения: двустороннее, в частности, подразумевающее заключение с каждой страной индивидуальных соглашений об ассоциации, а также региональное сотрудничество в области политики, экономики и культуры. Это региональное сотрудничество имеет важное стратегическое влияние, поскольку оно затрагивает проблемы, общие для средиземноморских партнеров ЕС, и одновременно подчеркивает, что страны могут дополнять друг друга.

В целом мы приветствуем подобные инициативы, направленные на укрепление регионального сотрудничества, при условии что их поддерживают не только все страны – члены ЕС, но и страны, для которых эти инициативы предназначены. Это благоприятно сказывается на методах работы ENP и повышает роль всех партнеров в процессе, что делает его более очевидным для граждан.

– Статья 2 нового Лиссабонского договора гласит: «Евросоюз основывается на ценностях уважения человеческого достоинства, свободы, демократии, равенства, верховенства закона и уважения прав человека, включая права лиц, относящихся к меньшинствам». Статья 7 договора включает механизм, наделяющий Европейский совет правом наказать страну сообщества, не придерживающуюся этих базовых ценностей. Знакомы ли вы с заявлениями Москвы, критикующей нарушение прав русскоговорящих меньшинств в странах Балтии? Вы отслеживаете ситуацию?

– Я бы также советовала обратить внимание на статью 19 (сейчас это ст. 13) положения по недискриминации и гражданству в Евросоюзе. Там сказано, что совет может предпринять надлежащие меры для борьбы с дискриминацией по ряду признаков. В частности, совет одобрил законодательный акт, запрещающий дискриминацию в сфере занятости на почве принадлежности работника к определенным расе, этносу, в связи с его инвалидностью или сексуальной ориентацией, религиозными верованиями и возрастом. Наконец, Директива совета за номером 2000/43/EC подтверждает принцип равноправного обращения с людьми вне зависимости от их расы и этнического происхождения. Национальное законодательство стран-членов в данной сфере должно следовать упомянутой директиве.

Да, нам известно о заявлениях, касающихся русскоговорящих меньшинств в странах Балтии, и мы отслеживаем ситуацию.

– Иммиграция становится важной проблемой для ряда европейских государств. Как Евросоюз намерен реагировать на этот вызов?

– Все страны – члены Евросоюза сталкиваются с притоком международных мигрантов. Очевидно, что это не следует рассматривать как проблему. У нас в Европе не так много рождается детей, и нам нужны люди. В то же время тысячи нелегальных мигрантов регулярно переправляются в Европу по морю, и нам придется применить к ним подход, сочетающий гуманность и жесткость. У нас есть программа «Солидарность и управление миграционными фондами на 2007–2013 годы», включающая Фонд внешней границы, Интеграционный фонд (мы считаем, что не существует иммиграции без интеграции), Европейский фонд беженцев и Возвратный фонд. Мы также только что создали новый Центр политики европейской миграции, который, основываясь на научных изысканиях, займется выработкой практических рекомендаций и таким образом поможет с определением направления европейской политики в этой сфере в будущем. Страны-члены договорились развивать на уровне ЕС общую иммиграционную политику, однако для достижения этой цели предстоит еще немало сделать.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
986
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1336
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
1018
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
842

Другие новости