0
2975
Газета Интернет-версия

18.06.2007 00:00:00

Алма-Ата – город контрастов

Тэги: алмаата, казахстан


алма-ата, казахстан В городском парке можно на время отрешиться от насущных проблем.
Фото Бориса Бабанова

В Алма-Ату я впервые попал осенью 1992 года, когда еще года не прошло, как бывшая советская республика стала независимым государством. Тогда город запомнился кучами мусора на улицах, китайскими рынками, плохой погодой и довольно однообразной советской архитектурой. Последнее понятно – бывшая столица Казахстана построена всего 100 лет назад и историческим наследием не обременена.

Сказать, что сегодня, спустя 15 лет, город радикально преобразился, нельзя, однако он стал чище, повсюду видны признаки экономического бума, переживаемого страной последние несколько лет. Прежде всего в виде вновь построенных или кардинально модернизированных зданий пятизвездочных отелей и офисов многих крупнейших мировых компаний. Впрочем, эти сияющие стеклом и металлом здания сильно контрастируют со старыми домами, в которых живут простые алмаатинцы. Здесь все та же обшарпанность и унылость.

Мостовые и тротуары также оставляют желать лучшего. С дорогами здесь еще хуже, чем в России. В городе, рассчитанном в советские времена на 750 тыс. жителей (с трех сторон Алма-Ата окружена горами, и расширяться ей особенно некуда), сегодня живут почти 1,5 млн. человек. Оттого стоимость жилья здесь стремительно приближается к московской. Ценой 4 тыс. долл. за квадратный метр тут уже никого не удивишь. Что до зарплат и в целом уровня жизни горожан, то в этом плане существует большая дифференциация.

С одной стороны, заработок в 1,5–2 тыс. долл. в месяц для высококвалифицированного специалиста в нынешней Алма-Ате не редкость. Женя, молодая женщина, с которой я разговорился на «Медео», где она отдыхала с подругами, инженер-технолог с завода «Кока-кола», химик по образованию, рассказала, что получает 1,5 тыс. долл. и что подобные заработки в городе обычное дело. С другой – не у всех дела обстоят так благополучно. В чем я смог убедиться, отправляясь на «Медео».

Но для начала несколько слов об этом высокогорном катке. Построенный в 1972 году, он долгое время был самым большим и самым высокогорным (расположен на высоте 1700 м) в Европе. Его называли фабрикой рекордов – за 33 года существования на его льду было установлено 126 мировых рекордов. Лед здесь начинает таять лишь в самую жару, так что почти девять месяцев спортсмены и обычные алмаатинцы катаются на коньках, наслаждаясь чистым горным воздухом и потрясающими видами – каток с трех сторон окружен скалистыми и лесистыми горами, поднимающимися почти сразу же за трибунами стадиона. Короче, «Медео» – любимое место отдыха и едва ли не главная достопримечательность бывшей столицы Казахстана.

Быть в Алма-Ате и не съездить на «Медео» – это как-то неправильно. Поэтому, улучив свободную минуту в своем командировочном расписании, я отправился туда. Сегодня, впрочем, на «Медео» никто не катается – идет реконструкция спорткомплекса. Говорят, под будущие Олимпийские игры. Так что пока остается лишь любоваться окрестными видами и дышать чистым горным воздухом.

Добраться до «Медео» достаточно просто – каток находится в 15 км от города, туда ходят рейсовые автобусы. Кроме того, поймать такси или бомбилу на частном авто в Алма-Ате так же просто, как и в Москве. В крупнейшем городе Казахстана частным извозом занимаются многие. Для значительной части этих людей подобный промысел не только дополнительный, но зачастую и единственный источник дохода. К тому же бомбилы – народ разговорчивый, а потому, если кто-то хочет получить некий срез с городской жизни, лучшей «фокус-группы» и не придумаешь.

Нуржан, молодой парень, подвозивший меня на «Медео», уже много месяцев зарабатывает на жизнь таким способом. Его старая (1988 года выпуска) «Тойота», натужно урча, лезла в гору, в то время как ее хозяин рассказывал мне про свое житье-бытье. Машину эту, по его словам, он купил за 3 тыс. долл. у своего родственника в рассрочку. Только недавно расплатился за нее. Сам он из Джамбульской области, приехал в Алма-Ату в поисках работы и лучшей жизни. Женился, одно время работал у какого-то богатого корейца – возил его детей и жену, но вскоре ушел. «Платили мало, – жалуется Нуржан, – всего 30 тысяч тенге» (около 7 тыс. руб.). – «А какая зарплата для вас хорошая?» – спрашиваю я. «60 тысяч», – после некоторого размышления говорит Нуржан. Пересчитываю эти деньги на американскую валюту. Получается 500 долл. Выходит, для простого алмаатинца это предел мечтаний.

Другой водила – пожилой мужчина, назвавшийся Юрием Федоровичем. Инженер, работает в системе водоснабжения. Тридцать с лишним лет назад приехал в Алма-Ату вместе с женой с Урала и остался здесь навсегда. Живет с детьми и внуками на Медео, вполне доволен жизнью, уезжать на историческую родину не собирается. Экология здесь гораздо лучше, чем на Урале, говорит он. Тем не менее на основной работе он получает всего 40 тыс. тенге (9 тыс. руб.). Этих денег хватает главным образом на оплату бензина. За рулем же в сезон, возя туристов в горы и обратно, он зарабатывает до 1000 долл. в месяц.

Впрочем, кормилица-машина есть не у всех, а зарплаты в 30–40 тыс. тенге, весьма распространенные в Алма-Ате не только в государственном, но и в частном секторе, высокими не назовешь – стоимость многих продуктов здесь, например молока и мяса, не ниже, чем в Москве. Зато овощи и фрукты, как свои, так и те, что везут из соседних Узбекистана и Таджикистана, намного дешевле.

Сопоставляя уровень жизни в Казахстане и России, не стоит забывать, что 30% своей зарплаты или дохода каждый казахстанец независимо от размера заработка отдает государству – 20% составляет подоходный налог плюс 10% обязательные отчисления в Пенсионный фонд.

Еще один алмаатинец, с которым я разговорился, Алмаз, уверял меня, что за городской чертой «начинается мрак» – работы нет, а если и есть, то платят за нее сущие копейки. Ситуация весьма схожая с Россией. Алма-Ата и Астана в Казахстан – это как Москва и Петербург в России. Большие города живут отдельно от всей страны – здесь и заработки выше, и работы больше, и возможностей себя проявить. Провинциалам же остается завидовать жителям мегаполисов или, бросая привычный уклад, ехать их покорять. Обычная, в общем, история...

Алма-Ата–Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Скоростной сплав

Скоростной сплав

Василий Столбунов

В России разрабатывается материал для производства сверхлегких гоночных колес

0
648
К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1332
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
1162
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
2217

Другие новости