0
1563
Газета Интернет-версия

02.04.2007 00:00:00

Корейские парадоксы

Александр Жебин

Об авторе: Александр Захарович Жебин - кандидат политических наук, руководитель Центра корейских исследований ИДВ РАН.

Тэги: пхеньян, кндр, про, сша


пхеньян, кндр, про, сша Глава американской делегации на переговорах по КНДР Кристофер Хилл не смог удовлетворить предварительное условие Пхеньяна.
Фото Reuters

Как прорыв расценили многие наблюдатели февральские договоренности участников шестисторонних переговоров по урегулированию ядерной проблемы на Корейском полуострове. Однако итоги состоявшихся в марте первых заседаний рабочих групп и самого шестого раунда переговоров, прошедшего 19–22 марта, дают основания для более сдержанных оценок как времени, которое, вероятно, потребуется для достижения заявленной цели – денуклеаризации Корейского полуострова, так и самой возможности решения этой сложной, многоплановой задачи.

Доминирующей на переговорах стала тема возврата Пхеньяну около 25 млн. долларов, принадлежащих юридическим и физическим лицам КНДР или имеющим отношение к КНДР, которые находятся в Banco Delta Asia в Макао. Счета были заморожены властями Макао еще в 2005 году из-за позиции американской стороны, обвинившей это финансовое учреждение в отмывании денег и легализации фальшивых долларов из КНДР. Сейчас американцы сообщили, что не возражают против перевода этих средств на северокорейские счета в банке какой-либо третьей стороны.

С одной стороны, ситуация вроде бы урегулирована. А на деле для КНДР она еще более ухудшилась. И, думается, американцы это прекрасно понимают. Размораживая северокорейские счета, Министерство финансов США одновременно запретило всем американским финансовым институтам иметь дела с этим банком. В условиях современной международной финансовой системы, которая имеет в своей основе доллар, банк фактически обречен на закрытие. Тем самым КНДР лишается важного, отлаженного годами канала международных расчетов.

По некоторым данным, по этим счетам за минувшее время были проведены сотни миллионов долларов. А это, понятно, для КНДР несравнимо важнее возврата 25 млн., представляющих всего лишь остатки на этих счетах. Трудности с указанным возвратом даже через Китай показали, что КНДР будет чрезвычайно сложно найти новый банк, который согласится вести ее зарубежные расчеты из-за риска попасть под аналогичные американские финансовые санкции. Недвусмысленное предупреждение о возможности их применения как раз и содержится в сообщении Министерства финансов США, озвученном во время шестого раунда переговоров в Пекине.

Кроме того, как сообщается, Пхеньян принял на себя обязательства потратить возвращаемые суммы в гуманитарных целях. Между тем даже сами американцы и независимый аудит, проверивший банк, признали, что происхождение по крайней мере половины средств полностью законно. Поэтому США не имеют права диктовать, как их тратить. И тут мир вновь сталкивается с уже известным курсом Вашингтона на распространение своей юрисдикции на иностранные государства, их юридических и физических лиц.

Таким образом, предложенный США вариант разрешения ситуации со счетами КНДР в Макао – весьма опасный прецедент, который может быть использован Вашингтоном в отношении других стран, в том числе России.

Практически без внимания остается еще ряд фактов экономического порядка. Напомним, что принципиальное решение вернуть КНДР деньги из Макао было принято в ходе встреч глав делегаций КНДР и США в середине января в Берлине. Вряд ли можно считать случайным, что практически одновременно с этим в ООН с подачи американской стороны разгорелся скандал с использованием пхеньянского представительства Программы развития ООН (ПРООН) чуть ли не в качестве автомата по выдаче наличных режиму Ким Чен Ира.

Собственное расследование этой специализированной организации ООН показало, что речь идет о ничтожной по меркам современных международных программ помощи – около 300 тыс. долларов, которые были выплачены наличными местному персоналу и израсходованы на другие полностью задокументированные цели. Тем не менее именно под нажимом США деятельность ПРООН в КНДР, и без того крайне незначительная, оказалась парализованной.

Одновременно появились сообщения о предъявлении финансовых претензий КНДР на сумму 1,9 млрд. долл. со стороны формально прекратившей свое существование (тоже по настоянию США) Организации по развитию энергетики на Корейском полуострове (КЕДО). Речь идет о неустойке за непостроенные, оказывается, только по вине Пхеньяна два легководных реактора. Они должны были быть возведены КЕДО согласно рамочным договоренностям между КНДР и США от 1994 года.

В этом же ряду – упорное нежелание США внести товары, произведенные южнокорейскими фирмами в промышленной зоне Кэсон на территории КНДР, в соглашение о свободной торговле США с РК, что стало одной из основных причин затягивания подписания этого документа.

Так что говорить о радикальных переменах в американских подходах к КНДР рановато. Создавая, а затем убирая явно надуманные препятствия, американцы на их месте тут же возводят новые преграды, одновременно не забывая добиваться вполне конкретных уступок за разборку созданных ими же самими завалов. Это «новейшее изобретение» американской дипломатии используется не только в Корее.

Акцент на экономических выгодах, которые якобы получит КНДР, представляется неоправданным, более того, уводящим от сути проблемы. Для Пхеньяна экономические выгоды не являются решающим аргументом. Еще три года назад Сеул предлагал ему поставки электроэнергии в объемах, которые должны были вырабатывать так и не построенные КЕДО два реактора на легкой воде. Северокорейцы не согласились.

Уделяя внимание экономической стороне урегулирования, все же не надо забывать, что ядерная проблема – это прежде всего кризис безопасности на Корейском полуострове, а не экономический кризис. И возникла данная проблема как реакция КНДР на односторонние силовые действия США с целью смены неугодных им режимов.

Для КНДР, особенно после нападения США на Югославию и Ирак, главное – безопасность. Пхеньян добивается нормализации отношений с США, потому что в этом видит если не гарантии, то создание таких условий, в которых США будет трудно пойти на силовые акции против КНДР.

Между тем США отнюдь не спешат предпринимать практические шаги в этом направлении. Напротив, уже на начальном этапе переговоров заявляется, что этот процесс будет обусловлен удовлетворением претензий США по поводу прав человека в КНДР, ее ракетной программы, сокращения обычных вооружений, ликвидации запасов химического оружия и длинного списка других вопросов.

Намерение США продолжить развертывание элементов ПРО под предлогом отражения остающейся весьма гипотетической северокорейской ракетной угрозы позволяет сделать вывод о том, что в обозримом будущем в Вашингтоне не планируют нормализации межгосударственных отношений с Пхеньяном. Этого не позволяют ни идеологические пристрастия нынешней администрации, ни интересы американской стратегии в Северо-Восточной Азии, основанной на укреплении военных альянсов с Японией и РК и передовом базировании американских войск в этих странах. И наконец, если исчезнет в результате такой нормализации «северокорейская угроза», уже ничем нельзя будет прикрыть зияющую правду – против кого на самом деле США начинают возводить противоракетный щит не только в Европе, но и в Азии.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Эн+ успешно прошла отопительный сезон

Эн+ успешно прошла отопительный сезон

Ярослав Вилков

0
195
Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
1219
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1703
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
1243

Другие новости