0
1228
Газета Интернет-версия

02.04.2007 00:00:00

«Нет предпринимателя, нет проблемы»

Тэги: минск, оппозиция, валерий фадеев, бизнес


минск, оппозиция, валерий фадеев, бизнес Мелких предпринимателей в Белоруссии может не стать.
Фото автора

В марте на улицах Минска митинговала не только белорусская оппозиция. Эту форму борьбы за свои права в последнее время стали использовать предприниматели, люди абсолютно далекие от политики. Они не выдвигают политических требований и готовы к переговорам и компромиссам. Речь идет не о крупном частном бизнесе (его в Белоруссии практически нет), а о мелком предпринимательстве, людях, торгующих на рынке.

На улицы предпринимателей-рыночников вывела нависшая над ними угроза исчезновения как класса. Дело в том, что в качестве новогоднего подарка от президента индивидуальные предприниматели (ИП – организационно-правовая форма, не предполагающая образования юридического лица) получили указ № 760 от 29.12.06. Документ поставил перед предпринимателями задачу: в течение 2007 года либо избавиться от наемных работников-«неродственников», либо перерегистрироваться в юридическое лицо, либо вообще свернуть свою деятельность. Его требования касаются как минимум 180 тыс. самих индивидуальных предпринимателей и еще 300 тыс. их наемных работников.

Разумеется, что меньше всего людям хочется лишиться источников существования и своего дела. Найти достойную работу и перейти в категорию «наемные работники» не так-то просто. Белорусский рынок труда изобилует рабочими вакансиями, предлагающими невысокий уровень оплаты труда. Да и статус рабочего и бизнесмена – категории несравнимые. Вот и говорят они с горькой иронией о прелестях многоженства и многомужества.

Ипэшники, как их называют в Белоруссии, «родились» в начале 1990-х, на руинах советской экономики. Остановившиеся заводы и фабрики выплеснули на улицы тысячи людей, злых и голодных. Предок белорусского ИП – «челнок», одинокая женщина в турецкой кожаной куртке, с клетчатым баулом, вынужденная мотаться по рынкам, чтобы прокормить детей. К настоящему времени она уже «раскрутилась», открыла несколько торговых точек и наняла сотрудников – водителя, продавцов, но масштабы ее бизнеса не настолько велики, чтобы сформировать уставный фонд и перейти в статус «юрлица». Для нее выполнение требований президентского указа – это возврат в прошлое, для ее сотрудников – потеря работы.

Размышляя о том, как можно наименее болезненно выйти из этой ситуации, привели экспертов к мысли, что государство, принимая такие решения, четко понимало: многие работу прекратят. В Белоруссии примерно 50 тыс. частных предприятий, которые создавались в течение 15 лет. Едва ли 2007 год станет настолько знаковым, что в течение него в стране будет зарегистрировано 180 (ну или 100) тысяч новых предприятий. Тем более что, по оценкам экспертов, «переварить» такое число желающих не смогут регистрирующие органы. Ведь процедура эта в Белоруссии чрезвычайно сложная. По данным Международной финансовой корпорации, изучавшей эту проблему, на регистрацию предприятия требуется месяц, на получение одного разрешения (а всего их нужно около 6) – 79 дней. Еще 27 дней понадобится на получение лицензии. Разумеется, все это будет стоить денег (приблизительно 2 тыс. долл., по расчетам экспертов) и потребует много времени. «Чтобы успеть создать фирму до конца года (и начать работу со следующего), предпринимателю нужно заняться оформлением необходимых документов не позднее июля, а в идеале уже сейчас», – считает советник по правовым вопросам Международной финансовой корпорации (МФК) Валерий Фадеев.

Вообще-то свой «наезд» на мелкого частника государство начало гораздо раньше. То один вид товара запретят продавать на рынке, то другой. Например, с 1 апреля парфюмерию и косметику можно будет купить только в больших специализированных магазинах. С этого же периода усложняются условия работы для торговцев мехами и сложнобытовой техникой. Чем же не угодили властям люди, решившие проблему безработицы и для себя, и «для того парня»?

Анализ взаимоотношений государство–бизнес позволяет предположить с высокой степенью достоверности, что вина ИП – в чрезмерном увлечении импортом. Товары, которые ИП везут в Белоруссию в основном с московского Черкизовского рынка, может быть, не самого лучшего качества, но вполне приемлемы по цене для белорусов с их зарплатой в 200–300 долл. Однако у белорусского правительства цель совершенно иная – заставить население покупать только белорусские товары. И если «организованной» торговле (так в Белоруссии называют крупные магазины) можно просто поставить такую задачу и не сомневаться в результате, то с мелким частником это не проходит. Он упорно не хочет продавать то, что надо государству, и везет то, что хочет потребитель.

Рост цен на российские энергоносители с начала этого года ситуацию усугубил. Валюты на их оплату нужно все больше, а ее поступает в страну все меньше. А тут еще какие-то предприниматели (на их долю приходится 30% товарооборота) регулярно вывозят ее из страны, завозя при этом китайский ширпотреб. Решение было найдено привычное еще с советских времен: «нет предпринимателя, нет проблемы».

Минск


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Скоростной сплав

Скоростной сплав

Василий Столбунов

В России разрабатывается материал для производства сверхлегких гоночных колес

0
1031
К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1673
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
1516
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
2847

Другие новости