0
1498
Газета Интернет-версия

19.03.2007 00:00:00

С исключением представителей непризнанной республики из переговорного процесса урегулирование конфликта застопорилось

Тэги: нагорный карабах, армения, азербайджан, кочарян


С 1988 года, когда началось карабахское движение в Нагорном Карабахе (НК) и Армении, и по 1998 год проблема рассматривалась в контексте признанной международным правом нормы «права нации (народа) на самоопределение». Отсюда исходили и все действия армянских политиков и дипломатов. А именно: отстаивание права избранных властей НК участвовать в переговорном процессе и определять свою судьбу. Руководство Армении того периода считало необходимым участие избранных представителей НК во встречах и переговорах с руководством Азербайджана. Практически на всех подписанных документах того времени наряду с подписями официальных представителей Армении, Азербайджана и посредников в решении конфликта стоят подписи полномочных представителей НК. Эта позиция властей Армении находила понимание у международного сообщества. Азербайджанская сторона с меньшим энтузиазмом относилась к идее участия карабахской стороны как самостоятельной единицы в переговорном процессе и настаивала на равноправном участии в переговорах азербайджанской общины НК (в итоге азербайджанская община НК принимала участие в переговорном процессе через представительство в составе делегации Азербайджана).

После смены власти в Армении, когда страну возглавили Роберт Кочарян и поддерживающие его политические силы, в первую очередь партия «Дашнакцутюн», позиция Армении по карабахскому вопросу качественно изменилась. Стал использоваться тезис о том, что НК является исконно армянской территорией и его присоединение к Армении – вопрос восстановления исторической справедливости. Следствием этой политики было то, что с молчаливого согласия Армении НК выпал из переговорного процесса, а позиция официального Еревана стала жестче. Действительно, если вопрос НК – это проблема исторических армянских земель, то зачем нужно участие избранных властей НК в переговорном процессе? Так с 1998 года фактически начал работать новый формат переговоров. За семь лет состоялось более 25 встреч, ни на одной из которых не было избранных представителей Степанакерта.

Международное сообщество в лице главных посредников пошло по самому «простому» пути: чем меньше сторон конфликта, тем легче будет договориться. Сегодняшнее развитие ситуации, когда переговорный процесс в рамках МГ ОБСЕ зашел в тупик, показывает, насколько ошибочно было исключать Степанакерт из переговорного процесса. Последний доклад Горана Ленмаркера и обсуждение на июльской (2005) сессии Парламентской ассамблеи ОБСЕ показывают, что в этом начинают убеждаться и некоторые посредники урегулирования.

Необходимы одновременные интенсивные трехсторонние переговоры с участием избранных представителей Нагорного Карабаха (нужно отказаться от практики не оправдавшего себя двустороннего формата Армения–Азербайджан), совершенствование формата МГ ОБСЕ, а также активизация посреднических усилий международного сообщества.

Мир серьезно изменился после событий 11 сентября 2001 года. Именно они стали детонатором новых геополитических тенденций. США начали действовать в рамках концепции нанесения превентивных ударов по базам террористических групп, недопущения приближения угроз к своим границам, ослабления и нейтрализации тоталитарных режимов, являющихся базой для экстремистов, а также содействия демократическому развитию стран в проблемных регионах мира.

Созданием антитеррористических коалиций (антиталибской, антииракской и др.) европейские страны и США пытаются сообща бороться с международным терроризмом, включая проведение силовых акций. На фоне и по причине антитеррористической борьбы в мире происходят изменения, которые с неизбежностью приводят к изменению роли Южно-Кавказского региона для мирового сообщества. Роль стран Южного Кавказа (ЮК) сегодня, безусловно, возрастает в силу нескольких обстоятельств. Перечислю основные из них.

Во-первых, в регионе в последние годы реализуются крупные международные экономические проекты. Так как в большинстве из них участвуют крупнейшие международные организации и корпорации, интерес европейских стран и США к региону становится все более очевидным. Большую роль здесь играет Каспийский бассейн, богатый нефтью, газом и объединяющий два таких важных региона, как ЮК и ЦА. Поэтому не случайна готовность США помочь Азербайджану в отстаивании его прав в вопросе статуса Каспийского моря, вплоть до оказания военной помощи и размещения военных баз на территории Азербайджана.

Во-вторых, сближаются позиции США и ЕС по ряду принципиальных вопросов, имеющих отношение к ЮК. Это в первую очередь вопрос нормализации армяно-турецких отношений. США уже давно ставят вопрос об открытии армяно-турецкой границы, а Евросоюз все активнее обращается к проблеме признания Турцией геноцида армян 1915 года. Наблюдается тенденция сближения позиций Евросоюза и США по Ирану.

В-третьих, Азербайджан и Грузия активно участвуют в антитеррористической борьбе, имея в антиталибской и антииракской коалициях свои воинские контингенты. В сентябре 2004 года Армения также заявила о своей готовности послать миротворцев в Ирак, и в январе 2005 года контингент численностью в 46 человек (саперы, врачи и водители) отбыл в эту страну. Все это, безусловно, вызвало положительную реакцию США, которые с 2002 года оказывают странам региона помощь в становлении национальных армий и подготовке кадров по антитеррористической борьбе.

В-четвертых, после недавнего расширения Евросоюза и НАТО страны Южно-Кавказского региона стали соседями этих организаций, а последние демонстрируют свою заинтересованность в том, чтобы в рамках реализуемых в регионе программ развивалось сотрудничество между Арменией, Азербайджаном и Грузией. Последовательность в их действиях мы увидели в сентябре 2004 года, когда руководство НАТО отменило свои военно-штабные учения в Азербайджане только по той причине, что Баку отказался разрешить въезд в страну армянским военным. А несколько позже тогдашний председатель Еврокомиссии Романо Проди заявил в Ереване, что Евросоюз готов оказать серьезную помощь странам региона, но лишь с одним необходимым условием: они должны сотрудничать между собой.

Вследствие повышения роли ЮК и активизации деятельности новых акторов мы становимся свидетелями формирования новой системы безопасности для стран региона. А насколько готова Армения к подобному развитию ситуации?

Думается, Армении необходимо заявить о начале процесса интеграции в Евросоюз и НАТО как о главной стратегической задаче. После вывода российских войск из Грузии и в случае нормализации армяно-турецких отношений изменится военная структура региона в целом, и тогда еще более актуализируется вопрос единой системы безопасности ЮК. Поэтому Армения должна продемонстрировать реальное стремление к установлению добрососедских отношений со всеми соседями по региону, включая Турцию и Азербайджан. Возрастание роли ЮК в мировых делах, увеличение числа стран и международных организаций, усиливающих свое влияние на процессы в регионе, не могут не сказаться и на решении региональных конфликтов.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Эн+ успешно прошла отопительный сезон

Эн+ успешно прошла отопительный сезон

Ярослав Вилков

0
287
Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
1305
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1903
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
1331

Другие новости