0
1672
Газета Интернет-версия

15.09.2003 00:00:00

Внешнеполитический фронт России

Вячеслав Трубников

Об авторе: Вячеслав Иванович Трубников - первый заместитель министра иностранных дел Российской Федерации.

Тэги: гууам, снг, сотрудничество, терроризм


гууам, снг, сотрудничество, терроризм Два главных действующих лица российской внешней политики – президент Владимир Путин и глава МИДа Игорь Иванов.
Фото Reuters

Неотъемлемая черта межгосударственных отношений на пространстве СНГ - разноплановые процессы многостороннего сотрудничества. В их основе лежит объективная заинтересованность наших стран в объединении усилий для успешного решения насущных социально-экономических проблем в условиях глобализации, для совместного противодействия современным вызовам и угрозам национальной безопасности.

В обширной и многогранной повестке дня многостороннего взаимодействия стран СНГ, пожалуй, наиболее заметное место занимают сегодня вопросы борьбы с терроризмом и экстремизмом, организованной преступностью, включая незаконный оборот наркотиков и оружия, с нелегальной миграцией.

Как победить "чуму ХХI века"

С удовлетворением отмечу плодотворное развитие такого сотрудничества в общем формате Содружества, где наработан немалый опыт совместного противодействия этим угрозам на прочной международно-правовой основе. Функционирует Антитеррористический центр (АТЦ) СНГ с региональным отделением в Бишкеке. Решаются вопросы его взаимодействия с соответствующими структурами Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), а также - и прежде всего - Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Эта организация, участников которой связывают тесные союзнические отношения, создала для борьбы с терроризмом и экстремизмом в Центральной Азии такой надежный инструмент, как Коллективные силы быстрого развертывания, располагающие теперь и авиационным компонентом.

Россия последовательно и весомо содействует укреплению упомянутых структур, ведь в силу географического соседства и фактической транспарентности границ надежное антитеррористическое и антикриминальное взаимодействие с партнерами по Содружеству является для нас императивом. Ключевая роль России в координации усилий по борьбе с терроризмом на пространстве СНГ была признана, в частности, на саммите "большой восьмерки" в Эвиане в начале июня с.г.

Конечно, вклад России в глобальную борьбу с "чумой XXI века" значительно шире географических пределов постсоветского пространства. Мы развиваем интенсивный политический диалог с другими ведущими странами антитеррористической коалиции - с США, Индией, Китаем, Великобританией, Канадой, Пакистаном, в том числе в формате двусторонних межведомственных групп с участием экспертов спецслужб и других заинтересованных ведомств. Примечательно, что деятельность подобных групп, а пионерами среди них были российско-американская и российско-индийская, первоначально ограничивалась лишь афганской проблематикой. В новых условиях их мандат расширяется, охватывая и такие вопросы, как противодействие терроризму с возможным использованием ОМУ, пресечение финансовой подпитки терроризма, в том числе за счет наркоторговли.

Регулярные контакты по линии двусторонних рабочих групп придают антитеррористическому взаимодействию устойчивый и доверительный характер. Ощутимые практические результаты приносит, например, сотрудничество в рамках российско-американской рабочей группы. Ее недавнее заседание в Вильямсбурге подтвердило, что эта структура продолжает обеспечивать эффективное практическое наполнение интенсивного политического диалога, который ведут по этой проблематике президенты наших стран. Думаю, Вильямсбург станет важной составной частью подготовки предстоящего через несколько дней российско-американского саммита в Кэмп-Дэвиде.

Особо отмечу следующее. Выступая за самое широкое сотрудничество в целях отпора современным вызовам, Россия, разумеется, не имеет и не может иметь принципиальных возражений против антитеррористического взаимодействия наших партнеров по СНГ с другими странами. Вместе с тем, учитывая чувствительность данной сферы, крайне важно, чтобы такое сотрудничество было транспарентным, строго соответствовало нормам международного права. Это в полной мере относится к вопросу об иностранном военном присутствии в непосредственной близости от наших границ. Что касается, например, Центральной Азии, российская позиция остается неизменной: военное присутствие здесь внерегиональных держав может рассматриваться как стабилизирующий фактор лишь в жесткой увязке с целями и сроками решения конкретных задач антитеррористической операции в Афганистане.

Неясные цели США и ГУУАМ

Другой важный критерий - недопущение распыления ресурсов мирового сообщества в борьбе с террором, контрпродуктивного дублирования структур и проектов. В чем, например, практический смысл создания по инициативе и при поддержке США регионального правоохранительного центра ГУУАМ? Ведь члены этого объединения уже активно участвуют в работе Антитеррористического центра СНГ, Бюро по координации борьбы с оргпреступностью и иными опасными видами преступлений (как, впрочем, и в других формах антитеррористического и антикриминального взаимодействия в общем формате Содружества).

Мы убеждены: успех невозможен без самой тесной координации усилий на всех уровнях - национальном, региональном, глобальном. В этом плане позитивно оцениваем итоги состоявшегося 29-30 июля с.г. в штаб-квартире ООН пятого совещания высокого уровня руководства секретариата ООН и региональных организаций, в котором впервые наряду с представителями стран СНГ приняли участие представители ОДКБ и ШОС.

Важнейший аспект многостороннего сотрудничества стран СНГ - экономика. Отраслевая координация в сферах транспорта, связи, энергетики обеспечивает нормальную повседневную жизнь миллионам людей в странах СНГ. Нельзя не упомянуть об инфраструктурных и энергетических проектах поистине стратегического масштаба, разрабатываемых и реализуемых Россией совместно с Украиной, Казахстаном, Туркменией, Узбекистаном. Отмечу и обнадеживающие признаки преодоления спада во взаимной торговле стран Содружества: в январе-мае текущего года ее объем оценивался в 29,3 млрд. долл., тогда как за все первое полугодие 2002 года не превысил 23 млрд. долл.

Вместе с тем реалии эпохи глобализации побуждают страны СНГ к поиску новых путей и моделей региональной интеграции. В феврале нынешнего года президенты Белоруссии, Казахстана, России и Украины выдвинули идею формирования Единого экономического пространства (ЕЭП). В результате нескольких месяцев напряженной и, надо признать, весьма непростой экспертной и политической работы основополагающие документы ЕЭП согласованы и готовы к подписанию.

Выработана конфигурация нового интеграционного объединения, ставящего целью обеспечение свободы перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Принципиально новый момент состоит в том, что в основу системы ЕЭП положено сочетание элементов межгосударственных и наднациональных (передача определенных полномочий сторон единому регулирующему органу) с постепенным повышением значимости последних по мере углубления интеграционного взаимодействия.

Соглашение "четверки" будет открыто для присоединения других государств, разделяющих его цели и принципы. Важно отметить, что ЕЭП отнюдь не противоречит работе в рамках СНГ. По сути, мы намечаем новую, более адекватную современному этапу мирового развития модель экономического сотрудничества. Думаю, наработки "четверки" будут в конечном итоге востребованы и Содружеством в целом.

Региональные конфликты - общая забота и боль

Говоря о ситуации в СНГ, нельзя не упомянуть о региональных конфликтах. Это наша общая забота и боль. Россия уделяет приоритетное внимание их разрешению.

К сожалению, в нынешнем году - году президентских выборов в Армении и Азербайджане - процесс карабахского урегулирования "завис" в режиме ожидания. На этом фоне участились инциденты в зоне противостояния. Российская дипломатия - как самостоятельно, так и в тесном взаимодействии с другими сопредседателями Минской группы ОБСЕ (США и Франция) - побуждает стороны в конфликте к проявлению сдержанности и особой взвешенности в переживаемый ответственный момент.

В приднестровском урегулировании наша страна является одновременно и посредником, и гарантом его итогов, и - не в последнюю очередь - заинтересованной стороной. Ведь на Днестре живут и российские граждане, чьи права и безопасность должны быть гарантированы. Немаловажен и фактор ответственности России за вывоз с территории Приднестровья своего военного имущества.

Способствуя результативной работе переговорных механизмов, мы неизменно придерживаемся линии на соблюдение территориальной целостности и суверенитета Республики Молдова при обеспечении согласованного и надежно гарантированного статуса Приднестровья. В последнее время переговорный процесс идет устойчиво. Недавно в рамках молдавско-приднестровской Совместной конституционной комиссии начата работа над проектом новой Конституции молдавского государства, базирующейся на федеративных принципах. Энергично поддерживаем все эти тенденции.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
633
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
635
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
1079
"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

Дарья Гармоненко

Партия готова отступить от принципа жесткого отбора преданных ей депутатов

0
520

Другие новости