0
1967
Газета Интернет-версия

07.10.2002 00:00:00

Все мы живем в "стеклянном доме"

Надежда Арбатова

Об авторе: Надежда Константиновна Арбатова - зав. сектором Центра европейских исследований ИМЭМО РАН.

Тэги: балтия, москва, диалог, запад


"Большая Европа" - одно из самых часто употребляемых политических понятий в дипломатическом языке с момента распада коммунистической системы. Понятие - столь же символическое, сколь и неопределенное. Применительно к России его существование - отражение объективной реальности постбиполярных международных отношений: нерешенности вопроса о месте России в Европе. Преодоление этой неопределенности является главным условием предотвращения нового раскола Европы и предполагает создание структур для постепенной, но последовательной интеграции России в основные европейские институты. Эта задача приобретает особую остроту в свете пополнения ЕС и НАТО странами Балтии и выдвижения на первый план проблемы Калининграда.

Партнерство, а не избирательное сотрудничество

Российско-балтийские отношения вписаны в символический контекст "Большой Европы" лишь постольку, поскольку они являются частью отношений России и Запада, а в практическом плане как России и НАТО, так и России и ЕС. Несомненно, и ЕС и НАТО заинтересованы в улучшении отношений между Россией и странами Балтии, потому что повестки дня обоих институтов и без того перегружены многочисленными проблемами. Вместе с тем следует признать, что само улучшение российско-балтийских отношений и наличие экономических и политических стимулов к сотрудничеству не в состоянии ни переломить негативных тенденций в отношениях России и Запада, если таковые будут иметь место, ни решающим образом повлиять на позиции НАТО и ЕС.

Стратегический выбор стран Балтии определил не только четкие ориентиры их внешнеполитического развития, но и установил жесткие поведенческие рамки. Представим, что даже если бы правительство Литвы было бы готово пойти на максимальные уступки России по вопросу транзита в Калининград, решающее слово все равно оставалось бы за Брюсселем. Таким образом, российско-балтийские отношения являются сегодня одновременно и самой проблемной сферой диалога России и Запада, и заложниками будущего развития этого диалога.

Сотрудничество России с США и их союзниками после 11 сентября в борьбе с международным терроризмом, помноженным на угрозу распространения оружия массового уничтожения, создало благоприятные предпосылки не только для ответа на новый вызов, но и для решения проблем, накопленных в 1990-е годы. Об этом свидетельствуют и майские саммиты Россия-США и Россия-НАТО. Вместе с тем было бы неправильным говорить о качественном прорыве в отношениях России с США и НАТО. В большой степени эти отношения сегодня вернулись на исходные благоприятные позиции, существовавшие в 1990-е гг. до мадридских решений о расширении НАТО и косовского кризиса.

Главный вопрос - как они будут развиваться дальше? Как США будут реализовывать свое бесспорное лидерство в международных делах и соотносить свои геополитические интересы с интересами союзников по антитеррористической коалиции? Много неопределенностей остается и в отношениях России и НАТО.

Показательно что, несмотря на все добрые слова в адрес друг друга и крайне благожелательную атмосферу Римского саммита, в общем-то, и Россия и НАТО остались при своем мнении по вопросу о включении в альянс стран Балтии. Хотя после решающего вклада России в разгром антиталибской коалиции было бы вполне естественным ожидать от НАТО решения о приостановке расширения на страны Балтии с тем, чтобы дать шанс созданному Совету Россия-НАТО проявить себя в качестве новой эффективной структуры сотрудничества.

Важным условием как для состояния российско-балтийских отношений, так и для будущего партнерства России и НАТО будет решение вопроса об идентичности альянса. С одной стороны, НАТО претендует на новую роль в Европе и упрекает Россию, выступающую против расширения, в проявлении "старого политического мышления". С другой стороны, когда Россия предлагает радикально сократить обычные вооружения в Европе, принять юридические обязательства о неразмещении иностранных войск на территории новых стран-членов, создать безъядерную зону в Центральной Европе (при включении в эту зону Белоруссии и Калининградской области), натовские чиновники говорят, что это невозможно потому, что противоречит традициям НАТО. Без преодоления этой дихотомии партнерство России и НАТО будет обречено на провал.

Россия и ЕС: временные трудности или кризис отношений

Традиционно отношения России и ЕС были избавлены от острых конфликтов в сфере безопасности. Более того, по многим вопросам европейской безопасности позиции ЕС были гораздо ближе позициям России, чем США. Однако с расширением ЕС на страны Балтии впервые возникла проблема транзита между Россией и Калининградской областью. Строго говоря, она выходит за формат отношений Россия-ЕС. Если бы не планировался прием в НАТО стран Балтии, международный контекст решения этой проблемы был бы более благоприятным, поскольку Россия поддерживала вступление стран Балтии в ЕС как альтернативу их членству в НАТО.

Сегодня антизападная коалиция в нашей политической элите воспринимает процесс расширения ЕС на страны Балтии как часть западной стратегии "враждебного окружения" России, как попытку дезинтеграции РФ и призывает руководство занять "жесткую, бескомпромиссную" позицию по проблемам жизнеобеспечения Калининградской области. Находятся политики, которые безответственно предлагают инициировать территориальные претензии к Литве, не отдавая себе отчета в том, что, живя в стеклянном доме, не стоит кидать в соседей камнями. Если начать пересматривать историю, теоретически и к России могут быть предъявлены территориальные претензии.

Саммит России и ЕС, состоявшийся в мае этого года, объективно можно считать неудачей, потому что ни Россия, ни ЕС оказались не готовы к компромиссу, без которого при всех призывах к жесткости проблему Калининграда не решить. Причем поиск компромисса потребует больших усилий и с одной, и с другой стороны.

Существует несколько вариантов развязок калининградского узла. Например, безвизовый транзит для российских граждан по определенному железнодорожному маршруту без остановок и при режиме закрытых дверей и облегченный визовый режим по автостраде плюс обязательство России о реадмиссии, то есть о приеме граждан, нелегально перешедших границу. Вопрос о безвизовом железнодорожном транзите через территорию Литвы был одним из центральных в переговорах между Россией и ЕС в сентябре. Однако официальный Брюссель до сих пор не готов пойти на уступки России в этом вопросе, причем контраргументы ЕС представляются несостоятельными. Проблема возможных нарушителей границы, спрыгивающих с поезда, представляется крайне надуманной как с точки зрения их количества, так и с точки зрения самого способа нелегального проникновения на территорию стран ЕС. Существует немало других способов нарушения визового режима, не связанных с железнодорожным транзитом.

В нормализации отношений России с США и НАТО заинтересованы как Россия, так и Евросоюз, в особенности наиболее проатлантические страны - члены ЕС, всегда опасавшиеся, что сближение России и Европы нанесет ущерб евроатлантическому партнерству. Вместе с тем, несмотря на констатацию важности Европейского cоюза для России и близости их позиций по важнейшим проблемам европейской и международной безопасности, создается впечатление, что оба партнера чувствуют себя более уверенно и комфортно в диалоге друг с другом, когда за их спиной стоят Соединенные Штаты.

"Непроизвольный американоцентризм", все еще довлеющий над политическим руководством и Европы и России, заслуживает отдельного исследования. Здесь же следует напомнить, что из всего дальнего зарубежья России самое ближнее - Европа, и что резкий перекос российской дипломатии в сторону США, как правило, заканчивался крахом надежд и иллюзий и приводил к откату не только в российско-американских отношениях, но и в отношениях России и Запада в целом.

Демократизация России - залог необратимого партнерства с Западом

Говоря о будущем российско-балтийских отношений в контексте отношений России и Запада, было бы полуправдой ничего не сказать и о самой России, и о тех неопределенностях, которые связаны с будущим российской демократии. Демократизация внутриполитического развития России остается решающим фактором ее постепенной интеграции в евроатлантическое пространство.

Российское руководство выбрало внешнеполитический курс, направленный на предотвращение новой конфронтации с Западом и на построение партнерских отношений как с Европой, так и с США. Правда, немаловажным является и то, как реализуется поставленная цель - путем поиска взаимоприемлемых компромиссов, основанным на уважительном отношении друг к другу, или путем односторонних и не всегда оправданных уступок, что впоследствии может привести к результату, прямо противоположному поставленной цели.

Однако внутриполитический курс российского руководства разительно отличается от его внешней политики, хотя и полностью вписывается в постельцинскую стратегию Кремля, покоящуюся на "трех китах" - контролируемой демократии, либеральных экономических реформах и хороших отношениях с Западом. Внедрение контролируемой демократии требует антидемократических средств и исполнителей, которым по определению чужды демократические принципы и ценности. Судебный произвол, попустительство экстремизму, преследование инакомыслия, принятие антидемократических законов, наступление на свободу слова - словом, все то, что, к сожалению, имеет место в сегодняшней России, неизбежно окажет "эффект бумеранга" и на внешнюю политику, и на проведение экономических преобразований. Не этими ли опасениями объясняется, в частности, "непроизвольный американоцентризм" Европы при всем ее критическом отношении к многим аспектам политики США?

Последовательная интеграция России в евроатлантическое партнерство, а не избирательное поверхностное сотрудничество является важнейшим внешним фактором демократизации России. Ждать, когда Россия станет процветающим демократическим государством, и лишь после этого открыть ей свои объятья - очередная утопия Запада.

Напрямую с отношениями России и Запада связано и будущее стран Балтии. Культивирование комплекса виктимности по отношению к России и "советского синдрома" не улучшит международный климат. Сейчас страны Балтии уверенно интегрируются в западные структуры. Тем не менее важным остается то, как они войдут в эти структуры - как восточный рубеж новой разделенной Европы или как центральная часть "Большой Европы", где понятия "Восток" и "Запад" имеют чисто географическое значение.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
704
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
925
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
757
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
618

Другие новости