0
2229
Газета День в истории Интернет-версия

15.03.2017 00:01:00

День в истории 15 марта

Тэги: история, чезаре беккариа, теодорих, австро венгрия, михайловский замок, павел первый, литературная газета


У правового сознания всегда жива, точна и актуальна память о норме. 	Справедливость, с отвращением отказывающаяся принять отрубленные головы. 	Фронтиспис книги Чезаре Беккариа «О преступлениях и наказаниях» (издание 1766 года)
У правового сознания всегда жива, точна и актуальна память о норме. Справедливость, с отвращением отказывающаяся принять отрубленные головы. Фронтиспис книги Чезаре Беккариа «О преступлениях и наказаниях» (издание 1766 года)

Закон есть закон. Старое кино, многовековая мудрость. Но ведь всякие законы бывают на свете, в том числе, если применить к ним надежные критерии, неправовые. Право выработало такую методологию, которая дает нам независимую систему оценки государственных установлений.

Представление о том, что есть правовая норма, витает в воздухе там, где работают и общаются просвещенные люди. Но для этого сначала должны появиться книжные страницы. Родившийся 15 марта 1738 года в Милане, в семье патрициев, мыслитель и общественный деятель Чезаре Беккариа (ум. 1794) увлекался и философией, и математикой, и экономикой, но главное свое дело сделал, выпустив в 1764 году трактат, озаглавленный просто и исчерпывающе: «О преступлениях и наказаниях». В нем сошлись и предстали единым целым идеи и суждения, которые и сегодня, в XXI веке, составляют основу либерального правосознания. О том, что судебный процесс не должен быть инквизиционным. О том, что пытать нельзя. О том, что смертная казнь противоречит и праву, и гуманности...

Уже при жизни Беккариа, по его инициативе, в 1786 году в Уголовном кодексе Тосканы впервые в мире смертная казнь была отменена. Его труды были переведены на ряд европейских языков. Характерно, однако: по-русски его главная книга вышла лишь в 1803 году, почти через 40 лет после оригинала. Беккариа собиралась пригласить в Россию для составления нового Уложения законов Екатерина II, но и тут не сложилось. Что не отменяет, конечно, актуальности идей великого миланца. В разных странах время от времени берутся за критический пересмотр законодательства и правовой нормы. Нынешние мыслители продолжают движение в том направлении, которое наметил Беккариа. Назову хотя бы французского философа Мишеля Фуко: он и его ученики по-новому увидели медицину, педагогику, политические технологии и взялись лечить во всех этих практиках болезнь, имя которой – репрессивность.

А теперь посмотрим на разные века из истории тех европейских земель, где властители дум и просто властители пребывали в тесном соседстве, то и дело пересекаясь. В Равенне, итальянском городе, 15 марта 493 года король остготов Теодорих основал их государство; там он и погребен в своем мавзолее. Но рядом с именем его, правителя, – другие, равновеликие и несходные с ним по личностной сути и исторической роли своей. Это, например, Данте Алигьери, изгнанник, нашедший в Равенне приют. Долгое время этот город был столицей Западной Римской империи. Остались стихи Александра Блока: «Все, что минутно, все, что бренно,/ Похоронила ты в веках./ Ты, как младенец, спишь, Равенна,/ У сонной вечности в руках. (...) Далёко отступило море,/ И розы оцепили вал,/ Чтоб спящий в гробе Теодорих/ О буре жизни не мечтал».

И вот прошли века, но покоя не наблюдалось. Ровно 150 лет назад, 15 марта 1867 года, австрийский император Франц Иосиф I и лидер венгерского национального движения Ференц Деак заключили договор о преобразовании Австрии в Австро-Венгрию – дуалистическую монархию. Произошло это, между прочим, в годовщину начала «венгерской весны» (1848), движения за независимость, подавленного тогда при активном участии русских войск. А каковы были результаты? Империя со столицей в Вене просуществовала еще полвека – до 1918 года. Многие были недовольны ею и среди австрийцев, и среди радикально настроенных венгров. И многие – например, чехи, поляки – требовали для себя таких же прав, какие получила Венгрия.

Это – Европа, где правовые начала жизни усваивались глубже и интенсивнее, чем в России. У нас вехи особые, специфические. Нам Петр I построил новую столицу, европейского покроя, но империя оказалась странная. В Петербурге 15 марта 1800 года было завершено строительство Михайловского замка – нового императорского дворца, который заказал Павел I. Без малого через год император вместе с семьею туда переселился. А через 40 дней, в ночь с 23 на 24 марта 1801-го, был там убит в своей опочивальне.

Еще одна дата, с прощальной семантикой. На дворе была пушкинская эпоха, шла в рост русская литература. Пушкин стоял у истоков нашей литературной периодики, и с 1830 года в Петербурге стала выходить «Литературная газета». А номер 13-й ее, увидевший свет 13 марта 1830 года, стал последним под редакцией Пушкина. Пушкин мечтал об издании широкого профиля, но цензурный комитет дозволил лишь один отдел – литературный. Что не могло искоренить оппозиционность нового издания, заложенную в мировоззрении редакторов – Антона Дельвига, Ореста Сомова. Сравните с «Литературной газетой» советского образца. Ну да, тогда была идейность-народность-партийность. Но ведь и сегодняшняя «Литературная газета» по духу сродни советской. Тем более что в той были, например, Константин Симонов, Сергей Смирнов (автор «Брестской крепости»). А сейчас – Юрий Поляков...


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Ольга Соловьева

Более 50% россиян ждут повышения качества жизни через несколько лет

0
925
Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Стилистика традиционного обращения КПРФ к президенту в этом году ужесточилась

0
1024
Доллар стал средством политического шантажа

Доллар стал средством политического шантажа

Анастасия Башкатова

Китайским банкам пригрозили финансовой изоляцией за сотрудничество с Москвой

0
1297
Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил исключительность служителей Фемиды

0
914

Другие новости