Сегодня 200-летие со дня рождения Рихарда Вагнера, великого немецкого композитора. Впрочем... Фридрих Ницше, с которым Вагнер был одно время близок, писал: «Был ли Вагнер вообще музыкантом? Во всяком случае, он был больше кое-чем другим...» Музыка была для Вагнера несамодостаточна. Ей надлежало облечь в звуки эпос, мистический народный дух. Духовное Вагнер понимал в национальных категориях. Немецкое – свое, еврейско-космополитическое – чужое. В нацистской Германии Вагнер оказался ко двору не случайно. По выразительному совпадению, ровно через 100 лет после Вагнера родился наш композитор Никита Богословский, напрочь чуждый – здесь уместно выражение Василия Аксенова – звериной серьезности. Писал музыку и песни для кино, устраивал розыгрыши, сыпал афоризмы-шутки. Вот только получалась подзвучка для идейных стихов Лебедева-Кумача... Фото Франца Ханфштенгля
Много интересного и небывалого в искусстве новейших времен. Скажем, скульптуру мы привыкли считать чем-то неподвижным, застывшим. Раз уж монументальное, то как же иначе? Но вот швейцарский скульптор-кинетист Жан Тэнгли, родившийся 22 мая 1925-го, сооружал композиции и конструкции из механизмов и движущихся частей. Но самое главное даже не это, а то, что создания Тэнгли были саморазрушающимися. Огонь, дым – и вот уже обломки. На вид – как детский аттракцион, а на поверку чистый абсурд.
Фото Сигурда Гартманна. Музей современного искусства, Стокгольм, Швеция |
А 22 мая 1906 года американцы братья Уилбур и Орвил Райт, строители первого настоящего самолета, как раз получили патент на свой летательный аппарат. Строго говоря, это был планер, крылатая машина без мотора. Но на нем были опробованы все те способы управления в полете с помощью крыла и рулевых поверхностей, которые используются и поныне. Именно благодаря им у аэроплана вскоре появилась возможность брать на борт экипаж, пассажиров и груз. Как говорится, дело техники. Фото из Библиотеки Конгресса США |
Исчезновение и разрушение царят в мире. 22 мая 1977 года совершил последний рейс пассажирский поезд Париж– Стамбул. Тот самый, где произошло убийство в романе Агаты Кристи. Шик, блеск, аромат былых времен... Но теперь есть самолеты.
Афиша с рекламой «Восточного экспресса» |