0
4367
Газета Культура Печатная версия

23.04.2024 19:47:00

Молитва Маргариты разрушает виртуальные миры

"Фауста" Гуно поставили в Академическом театре оперы и балета Республики Коми

Тэги: республика коми, фестиваль, сыктывкарская весна, премьера, фауст, илья можайский, рецензия


республика коми, фестиваль, сыктывкарская весна, премьера, фауст, илья можайский, рецензия Мефистофель играет первую скрипку. Фото предоставлено пресс-службой театра

Фестиваль «Сыктывкарская весна» открылся премьерой оперы Гуна «Фауст». В постановке Ильи Можайского философские вопросы Гете решаются через сопоставление виртуального и реального мира. Где человеческое – пока еще – побеждает.

Старый Фауст (эта роль отдана опытному солисту труппы Анатолию Журавлеву), пытаясь выбраться из сетей искусственного интеллекта, заключает сделку с Мефистофелем – но парадоксальным образом еще глубже внедряется в виртуальные сети. Голограмма прекрасной Маргариты заставляет забыть, что еще пару минут назад ученый пытался как раз покончить с собой именно в знак протеста против порабощения человека компьютером. Отсчет запущен: помолодевший Фауст, ведомый Мефистофелем, идет через киберпространство к своей Маргарите. Истовая молитва Маргариты в финале разрывает виртуальные цепи, вознося героиню на небо.

Впрочем, Илья Можайский – носитель старой (и крепкой) режиссерской школы, что тот Фауст, пытаясь пробраться сквозь тернии «осовременивания» классических партитур, остается верен профессии и в пестрящей рамке компьютерных шаблонов ставит спектакль по традиционным лекалам. Проблематика маркирована через визуальный ряд – и чем дальше, тем больше ловишь себя на мысли, что заявленное противостояние постепенно уходит, а ты смотришь вполне традиционный спектакль, просто не в обстановке средневекового немецкого городка, а в неких условных декорациях.

Хотя именно художники – Нина Юнгвальд-Хилькевич (сценография) и Александр Бондаренко (видеоконтент), представители молодого поколения, могли бы помочь довести исходную идею до финала. Но, увы, они ограничились созданием «рамки», не слишком влияющей на раскрытие привнесенных смыслов.

Хотя надо сказать, что это сочетание традиционной режиссуры и современного оформления на публику произвело впечатление: отзывы вроде «будто и в театре, и в кино побывал» были среди публики нередки. Попытка разговаривать со зрителем на актуальном языке – в приоритете у театра, который сегодня так и выстраивает свою репертуарную стратегию, постепенно уходя от визуально «устаревших» спектаклей. Хотя самые удачные постановки прошлого сохраняет: так, бережно удерживается в афише «Иоланта», спектакль Ии Бобраковой – главного режиссера и художественного руководителя театра, чье имя носит сегодня фестиваль «Сыктывкарская весна». В следующем сезоне намечена премьера «Евгения Онегина», и театр снова ищет ключ к свежему решению. Результат этой политики имеет свои плоды – публика в театре очень молодая, видно невооруженным глазом. Пока верстался номер, стало известно, что республиканское Министерство культуры не собирается продлевать контракт с директором театра Дмитрием Степановым, который за восемь лет совершил существенные изменения – омолодил труппу, изменил подход к репертуару, пригласил известных специалистов (среди них – бывший солист Большого театра Андрей Меркурьев, который руководит балетной труппой). Коллектив театра написал открытое письмо губернатору в защиту Степанова.

К слову, о возрасте: молодые артисты труппы настолько увлеклись процессом погружения в «Фауста», что именно им выпал шанс играть премьеру спектакля. Из корифеев на главных партиях в первом составе оказался только Максим Палий – харизматичный певец с великолепным артистическим даром, таким, что одним движением руки повелевал не только героями спектакля, но и, кажется, публикой. Дерзкий, моложавый Мефистофель в его исполнении играючи двигал людскую толпу, так что они становились роботами-марионетками.

Фауста исполнил тенор Борис Калашников, Маргариту – сопрано Валерия Зеленская, Валентина – баритон Кирилл Комаров: их трио, особенно в контакте с дирижером, принесло в спектакль живой нерв, обнажив хрупкость человеческой жизни перед беспринципными намерениями виртуального Мефистофеля. Маэстро Никон Родюков, который сегодня занимает должность и.о. главного дирижера театра, достоин отдельной похвалы: довольно сложная партитура звучала по-музыкантски любопытно, гибко, ансамбли, что для премьерного дня редкость, были выстроены, солисты чутко взаимодействовали с оркестром, да и хоровые сцены (хормейстер Ольга Рогачева) были впечатляющи. Отметим, что спектакль, довольно продолжительный, сохраняет и балетный акт – хореография «Вальпургиевой ночи» принадлежит Андрею Меркурьеву, населившему виртуальный ад некими подобиями гуманоидов.

Впереди на «Сыктывкарской весне» – концерт симфонической музыки с участием пианиста, победителя конкурса им. Чайковского Дмитрия Маслеева, премьера водевиля Лоры Квинт «Секрет полишинеля», концерт-аперитив «Хиты оперетты», пуччиниевская «Тоска» с Арифом Дадашевым за пультом и заключительный гала-концерт, где выступят звезды балетной труппы Большого театра Анастасия Сташкевич, Вячеслав Лопатин и Михаил Лобухин, а также солисты оперы из Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Дмитрий Степаненко и Кирилл Матвеев. 

Сыктывкар–Москва


Читайте также


Убийца становится христианином

Убийца становится христианином

Вера Цветкова

В фильме "Варавва" показана трансформация человека от раба страстей до личности, обретшей гармонию

0
1144
Куда приводит месть

Куда приводит месть

Вера Цветкова

Новый психологический триллер "Я знаю, кто тебя убил" – мощная история про чувства

0
5098
Эрмлер и Чаплин сказали тебе "Улыбнись!"

Эрмлер и Чаплин сказали тебе "Улыбнись!"

Наталия Григорьева

В кадрах киноведческой докудрамы оживают советский режиссер, американский актер и немецкий композитор

0
4423
Интеллектуальный ринг между цензором и автором

Интеллектуальный ринг между цензором и автором

Елизавета Авдошина

Воронежскую "Академию смеха" в постановке Михаила Бычкова будут регулярно играть в Москве

0
3896

Другие новости