0
3456
Газета Культура Печатная версия

24.05.2020 18:27:00

Святые встретились с обнаженными богами

Пушкинский музей рассказывает свою историю войны

Тэги: пушкинский музей, выставки, онлайн проекты, другая война, война, история


пушкинский музей, выставки, онлайн проекты, другая война, война, история Cкульптуру Иоанна Крестителя приписывают Донателло. Фото © ГМИИ им. А.С. Пушкина

В Пушкинском музее сделали два онлайн-проекта, посвященных 75-летию Победы. Один из них, «Другая война» – о жизни музея в военные годы. Это виртуальная панорама, в которой сквозь сегодняшние виды музейных залов буквально проступает прошлое с эвакуацией предметов, с падением на музей бомб, с тем, как научным сотрудникам из-за требований сократить расходы приходилось переходить на ставки дворников и сторожей. И с тем, как обо всем этом рассказывают молодые люди сегодня. Другой проект – сайт «Дважды спасенные»: это истории об исследовании и реставрации художественных ценностей, которые были вывезены в 1945-м из Германии в СССР в рамках реституции и долгое время находились на секретном положении. Запуск этого сайта предваряет выставку, которая должна открыться 3 сентября.

Бомбы разрушили стеклянную крышу Пушкинского музея уже в 1941 году. В Белом зале с зияющими в крыше пробоинами в апсиде стоит статуя Ленина, Греческий дворик «сквозняком» просматривается через остов крыши, в зале эллинизма специалисты по античному искусству убирают снег. Полы Итальянского дворика наполовину залиты водой, кондотьеры и Давид будто оказались в огромных скворечниках с двускатными кровлями: крупные экспонаты, которые нельзя было эвакуировать, получили такие вот защитные каркасы – «однокомнатные квартиры», как их называли в музее. Некоторые другие скульптуры были либо перенесены в подвал («Святые встретились с обнаженными богами», – вспоминала научный сотрудник Анна Замятина), либо были расставлены в боковых нефах Белого зала.

«Другая война» – проект о том, как сегодняшний музей хранит память о военном времени. Для этого кураторы – ведущий научный сотрудник отдела рукописей Наталья Александрова и руководитель направления Пушкинский.Youth Наталья Гомберг – вместе с дизайнером Пушкинского музея Майей Шулеповой показывают два взгляда. Во-первых, это виртуальная панорама, где сквозь сегодняшний облик музейных залов проступают снимки 1940-х, откомментированные фактами, воспоминаниями сотрудников и их биографиями (раздел «Факты»). Вторая часть называется «Взгляд» – это основанные на архивных данных истории о войне и музее, нарисованные, превращенные в тексты, подкасты и прочее молодыми, 15–20 лет, участниками программы Пушкинский.Youth.

Сделанный в музее сайт-сателлит в архивной его части можно считать продолжением выставки «Хранители. ГМИИ им. А.С. Пушкина в 1941–1955 годах», показанной в главном здании на Волхонке в 2015 году. О годах войны тогда рассказывали полупрозрачные архивные фотографии, размещенные в залах на специальных подставках, – так прошлое тогда накладывалось на настоящее. Сейчас, когда ходить по музею невозможно, снимки и архивные материалы стали частью виртуальной панорамы, отдельного сайта, где они доступны всем и всегда. И это тот случай, когда цифровая реальность работает тактично, помогает сохранить интонацию по отношению к трудной теме.

Эта интонация, и трепетная, и с корректной долей дистанции, сохранена и в проекте молодых участников. «Мы этого не пережили и не видели, поэтому о том, что чувствовали тогда люди, находившиеся в музее, судить не можем и не претендуем» – слова из раздела «Взгляд». Не всегда перевод прошлого на современный язык, в том числе на язык новых технологий, бывает адекватным эпохе, но здесь и мультипликация, и подкасты представляют те же факты как попытку понять, что это было, и сохранить. Это удивительный пример интонированной памяти. Как, скажем, нарисовать сегодня войну? На экране «разложены» карточки, напоминающие блокнотные листы: «80% музейных помещений не отапливалось»; «267 600 экспонатов оставались в музее в сентябре 1942»; «109 846 памятников было эвакуировано в три очереди». Или что такое цифры сегодня и в войну? Те самые 267 600 экспонатов – «это всего в 7 раз меньше количества оставшихся в городе в первые месяцы войны москвичей».

В 2015-м вторая часть выставки «Хранители» была посвящена собранию Дрезденской галереи, вывезенной тогда в ГМИИ и возвращенной потом Германии. Сегодняшний проект «Дважды спасенные» показывает некоторые экспонаты из числа перемещенных ценностей из Музея кайзера Фридриха (ныне – Городские музеи Берлина). Недавно эти предметы прошли реставрацию, и речь идет в том числе о начавшемся пять лет назад совместном научном проекте с берлинским Музеем Боде по изучению скульптур Донателло и других мастеров эпохи Возрождения. 15 бронзовых скульптур планируют показать на выставке в октябре этого года.

«Дважды спасенные» – это и своего рода work-in-progress (поскольку, как указано на сайте, некоторые экспонаты еще ждут реставрации), и возможность познакомиться с научной работой музея, с тем, что в силу секретности этих трофейных произведений долгие годы было скрыто от глаз. На первой же фотографии – самый поразительный пример – скульптура Иоанна Крестителя, выполненная, по всей видимости, Донателло. Ему работу приписал знаменитый историк искусства Вильгельм фон Боде, скульптура эта стала гордостью коллекции Музея Боде, но после войны, когда само произведение пропало и судить о нем можно было только по фотографиям, его стали отписывать от корпуса работ знаменитого скульптора. Однако в результате недавних исследований стало возможным «вернуться к первоначальной атрибуции скульптуры Донателло». Корреспонденту «НГ» посчастливилось слышать доклад старшего научного сотрудника отдела старых мастеров ГМИИ Василия Расторгуева об исследовании, атрибуции и реставрации этой работы, а на сайте «Дважды спасенных» приведена его публикация «К вопросу об истории произведений скульптуры из фонда перемещенных ценностей, хранящихся в ГМИИ им. Пушкина. 1945–2015». На фотографии – вид Иоанна Крестителя до (с серьезными утратами) и после реставрации, проведенной Михаилом Тулубенским. С января прошлого года это произведение находится в постоянной экспозиции Пушкинского. Помимо ренессансной скульптуры на сайте выложены фотографии и научные комментарии об античной пластике и вазах, некоторые были возвращены к жизни буквально из черепков. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Зачарованная страна Аркадия Гайдара

Зачарованная страна Аркадия Гайдара

Юрий Юдин

Идиллия и любовь в повести «Военная тайна»

0
540
Православный зритель – широкий зритель

Православный зритель – широкий зритель

Ольга Рычкова

Русский духовный театр «Глас» глазами его основателей Татьяны Белевич и Никиты Астахова

0
1125
Кибервойна против России вышла на принципиально новый уровень

Кибервойна против России вышла на принципиально новый уровень

Анастасия Башкатова

Целевые атаки поражают изощренностью, а массовые – бьют рекорды по мощности и продолжительности

0
1781
Тайвань избавляется от своего "культа личности"

Тайвань избавляется от своего "культа личности"

Владимир Скосырев

Около 800 статуй генералиссимуса Чан Кайши будут снесены

0
1677

Другие новости