0
4115
Газета Культура Печатная версия

12.04.2020 18:19:00

В Санкт-Петербургской музкомедии представили книгу об истории театра

Энциклопедия страны улыбок

Тэги: санктпетербург, театр, музыка, литература


санкт-петербург, театр, музыка, литература На презентации энциклопедии, разумеется, не только говорили, но и пели. Фото Марии Ковалевой © пресс-служба театра

В Петербурге вышла книга «Санкт-Петербургский государственный театр музыкальной комедии. От А до Я», из которой можно узнать, что в этом театре когда-то работала сама Гликерия Богданова-Чеснокова, но и начинали Людмила Сенчина и Сергей Лейферкус, а Дунаевский и Утесов были среди его первых обитателей и творцов.

Автором идеи выступил большой и давний поклонник Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии Сергей Николаев, взяв себе в надежнейшие соратницы хорошо проверенного мастера слова и дела, большого знатока и гуру – Марину Годлевскую, руководителя литературно-драматургического отдела этого театра. Работа над книгой велась пять лет, о чем можно узнать из вступительного слова генерального директора Петербургской музкомедии Юрия Шварцкопфа, самого счастливого человека, в бытность которого этот проект из мечты смог обернуться реальностью при поддержке Делзелл Фонда. Определить формат книги, выпущенной в год 90-летия Театра музыкальной комедии, строго и безапелляционно – «энциклопедия» составители не решились, оставив себе определенное поле допусков и свободы, хотя она ей, по сути, и является.

Театр – явление настолько многослойное, бездонное, что ставит перед его исследователями задачу объять необъятное. Достаточно потянуть за ниточку любого из тематических направлений, будь то солисты или художники, композиторы или режиссеры, дирижеры или драматурги – и по каждому из них можно создавать большие монографии. Да и этот вид такого несерьезного искусства – оперетта – разве располагает к академическим размышлениям? Но даже самое несерьезное с возрастом хочет быть зафиксированным, классифицированным и осмысленным вполне серьезно. Время безоглядно несется, грозя смыть прошлое новыми информационными потоками, а человеческая память не настолько надежна, да и цифровые технологии могут взять и обнулиться. В таком случае нет ничего прочнее древнего, хорошо проверенного средства – книги. Из непомерной любви к оперетте возникло подать этот труд не как скучное академическое издание, но сотворить своего рода фактурный аналог той праздничной роскоши, которую этот вид искусства ежевечерне дарит публике. В ней большая часть бумажной площади отведена фотографиям – бесценным визуальным свидетельствам опереточных безумств ХХ и уже XXI веков, которые собирались по разным архивам, в том числе, вероятно, и семейным. А потому по своему жанру этот увесистый том очень напоминает мемуарный альбом для уютных воспоминаний долгими вечерами. Большинство фотографий невероятно заразительно передают настроение момента, о котором тут же не терпится узнать, как же это на самом деле было: узнать из заметок очевидца – простого ли зрителя, эксперта ли, самих ли артистов, то есть прочитать хотя бы фрагмент хроники, но – это уже совсем другая история. Не исключено, что авторы и предполагали включить сюда какие-либо фрагменты свидетельств музыкально-театральных критиков, но решили, что это превратит один том в нечто совсем уж неподъемное. Никаких воспоминаний очевидцев о подготовке спектаклей, о работе солистов в этой книге не найти, а потому следующим шагом в осмыслении истории Театра музыкальной комедии неизбежно должна стать «История в комментариях». Для этого, собственно, и подготовлен внушительный фундамент «От А до Я», где собраны хорошие справочные статьи о солистах, дирижерах, композиторах, драматургах, художниках и многих других.

Принцип тематического словника лег в основу издания и оказался едва ли не единственно возможным в той ситуации, когда многие имена и названия оказались основательно забыты. Сергей Николаев рассказывал, что ради поиска информации о том или ином артисте приходилось обращаться даже в такие учреждения, как унитарное предприятие «Ритуальные услуги», но иногда, к его счастью, доводилось общаться с солистами, доживающими свой век, и по телефону, безмерно радуя их проявлением неожиданной заботы и памяти. В оглавлении наряду с жанрово обязательными рубриками «Дирижеры, режиссеры, солисты, репертуар, спектакли, композиторы» можно найти и рубрику «Блокада», ибо этот эпизод вошел в историю не только театра, но и страны. В течение первых двух месяцев после начала войны в Театре музыкальной комедии выпустили несколько премьер – «Еву» Легара, «Принцессу долларов» Фалля и «Марицу» Кальмана. А 8 сентября 1941 года давали «Летучую мышь» Штрауса. Трудно поверить, но за время блокады в театре подготовили 15 премьер! Сухой язык цифр, от которых стынет кровь, говорит о том, что занавес открывался даже в страшную, чудовищно морозную зиму 1941/42 года, когда в Ленинграде за сутки умирали до 40 тыс. человек. Не говоря о том, что за 900 дней блокады в бюджет Ленинграда было перечислено 4 млн 334 тыс. руб. чистой прибыли.

Повезло в этом фундаментальном проекте и мюзиклу, который стал неотъемлемой частью истории петербургского музкома. Солисты мюзиклов выделены в особый раздел, а среди режиссеров красуется фотопортрет фирменно улыбающегося Романа Полански, создавшего главный мюзикловый хит – «Бал вампиров». Вошли сюда и страницы, связанные с фестивалем «Оперетта-парк», который трижды с громадным успехом, несмотря на помехи в виде проливных дождей, прошел на Серебряном лугу в музее-заповеднике «Гатчина». Лидер среди российских музыкальных театров по числу выпускаемых опереточных раритетов и мюзиклов, по количеству примадонн, премьеров, субреток, простаков, бонвиванов и комических старух Санкт-Петербургский театр музыкальной комедии продолжает свою историю – несмотря и вопреки, готовясь размашисто, хотя и по-петербургски элегантно, с неизменным чувством собственного достоинства открывать новые страницы в ожидании новой умной публики с новыми идеями и исключительно позитивным настроением.

Санкт-Петербург


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Писать надо – лучше или больше?

Писать надо – лучше или больше?

Ирина Кулагина

Андрей Щербак-Жуков

Литмастерская Сергея Лукьяненко влила «свежую кровь» в «Роскон»

0
1225
Волосы как у Леннона

Волосы как у Леннона

Вячеслав Харченко

Наше главное предназначение – носить искусство на руках

0
884
Зачарованная страна Аркадия Гайдара

Зачарованная страна Аркадия Гайдара

Юрий Юдин

Идиллия и любовь в повести «Военная тайна»

0
553
Православный зритель – широкий зритель

Православный зритель – широкий зритель

Ольга Рычкова

Русский духовный театр «Глас» глазами его основателей Татьяны Белевич и Никиты Астахова

0
1151

Другие новости