0
5694
Газета Культура Печатная версия

12.04.2020 18:18:00

При ближайшем рассмотрении. Ян ван Эйк, Босх, Брейгель

Часто оцифровка произведений искусства позволяет увидеть детали, которые трудно заметить невооруженным глазом

Тэги: искусство, живопись, оцифровка


искусство, живопись, оцифровка На платформе insidebruegel картину можно рассмотреть миллиметр за миллиметром. Питер Брейгель Старший. Крестьянский танец. Около 1568. Музей истории искусств, Вена

Сайты, о которых пойдет речь, созданы не в период пандемии, но мы хотели бы напомнить о них именно сейчас. Это – результаты многолетних научных проектов, часть из которых продолжается. Высокотехнологичные платформы, где изображения можно рассмотреть гораздо крупнее, чем в натуральную величину, найти детали, которые порой трудно разглядеть живьем и о которых мы могли даже не подозревать.

1. Ян ван Эйк Closertovaneyck.be

Сайт Closer to Van Eyck: Rediscovering the Ghent Altarpiece появился в рамках междисциплинарного проекта, посвященного реставрации и исследованию Гентского алтаря (или алтаря «Поклонение мистическому Агнцу»). Одно из этапных в истории искусства произведений, созданное в 1420–1432 годах Губертом и Яном ван Эйками, сейчас отреставрировано на две трети, то есть проект продолжается, а с результатами работ можно ознакомиться на этой платформе. Здесь и отчеты, и рентгенограммы, с помощью которых – буквально – можно увидеть «подноготную» образов (это особенно важно из-за того, что алтарь был сильно записан, и авторскую живопись нам открывает нынешняя реставрация). Но, что для массового зрителя интереснее всего, тут есть макросъемка. Причем в гигантском разрешении. Многие фрагменты – а ранненидерландская живопись, как известно, славится как раз любовью к деталям – по-настоящему можно рассмотреть только так. Тем более что сам алтарь в соборе Св. Бавона (сейчас часть створок экспонируют на выставке «Ван Эйк. Оптическая революция» в Музее изящных искусств Гента) находится в специальном коробе, и подойти к нему близко нельзя.

Более того, на этом же сайте в рамках проекта VERONA (Van Eyck Research in Open Access) загружены – тоже в гигантском разрешении – другие произведения Яна ван Эйка. Включая те, что не привезли на нынешнюю ретроспективу мастера в Гент (там удалось собрать 13 из 20 – или 23 – сохранившихся работ). То есть, скажем, рассмотреть страсти Христовы в клеймах зеркала, вишню за окном, фигурку св. Маргариты (предположительно это она – покровительница рожениц) в изголовье кровати и разнообразную фактуру одежд героев «Четы Арнольфини» (итальянец Джованни Арнольфини был связан с торговлей дорогими тканями), физически небольшой картинки, прежде чем увидеть ее из-за плеч людей в лондонской Национальной галерее, лучше как раз здесь. Что касается выставки «Оптическая революция», видео получасовой экскурсии по ней появилось на прошлой неделе на странице Flemish Masters 2018–2020 на Facebook и на YouTube.

2. Иероним Босх Boschproject.org

До нашего времени дошли 24–25 картин Босха. В 2016-м был издан его каталог-резоне. Посвященный исследованию и сохранению его наследия международный проект (Bosch Research and Conservation Project – BRCP) стартовал в 2010-м. В 2016-м в родном городе художника Хертогенбосе, а затем в Мадриде, в Прадо прошли крупные ретроспективы. Голландцы спорили с испанцами об атрибуции, «отписывая» от корпуса работ Босха мадридские «Семь смертных грехов», «Искушение святого Антония» и «Извлечение камня глупости». Испанцы возражали: шутка ли, у Прадо – шесть работ Босха, больше, чем у всех остальных. Все это походило на отличный детектив – научный. Сайт вышел таким же. И пусть упомянутые вещи там идут как «мастерская или последователь», дело опять-таки в невероятной «лупе» – тысячах и десятках тысяч мегапикселей, что позволяет рассмотреть все-все и со всех концов света. В макросъемке, с помощью рентгенограмм, съемки в инфракрасном излучении, а еще через сравнение разных фрагментов: как, например, Босх писал всяких фантастических тварей или даже как он писал уши – да-да, вы не ослышались, это существенно для атрибуции. На этой платформе есть и живопись (в том числе работы некоторых последователей), и рисунки – фантастические вещи, позволяющие, как и технико-технологический анализ, заглянуть в творческую кухню мастера.

3. Питер Брейгель Старший Insidebruegel.net

Ретроспектива Питера Брейгеля Старшего, показанная в венском Музее истории искусств два года назад, стала самой посещаемой выставкой в истории музея – более 400 тыс. зрителей. Вена хранит крупнейшее собрание брейгелевских картин – 12 из примерно 40 сохранившихся, и перед выставкой там были осуществлены исследования (The Vienna Bruegel Project). Все венские произведения теперь – на платформе insidebruegel, как и в предыдущих двух случаях, с возможностью огромного увеличения и с «фильтрами» ренгтенограмм, съемки в инфракрасном излучении и т.д. Плюс к этим произведениям сейчас туда загружено «Поклонение волхвов под снегом» из швейцарского Винтертура (Музей Оскара Рейнхарта) – первое в европейской живописи изображение снегопада (наряду с венскими «Охотниками на снегу» как первым или одним из самых ранних пейзажей со снегом). А в «Охотниках...» можно разглядеть даже вывеску на таверне с предположительно св. Евстафием: этот патрон охотников почти незримо здесь присутствует, хотя представленный Брейгелем день у них и не задался. Но есть другие, почти микроскопические детали, которые даже на выставке мы бы едва ли могли разглядеть. В «Битве Масленицы и Поста» Брейгель, как он часто делал, кулисно размещает по бокам картины две группы персонажей: справа, на половине Поста, это просящая милостыню женщина, рядом с ней лежит, вероятно, болеющий ребенок, а рядом с тем – кто-то, уже полностью накрытый тканью... С левой стороны картины палач с кем-то играет в кости. Ну, играют и играют: только увеличив этот фрагмент сильно больше, чем он написан, замечаешь, что у палача выпала шестерка, а у его визави – единица...

4. Графика Питера Брейгеля Старшего Belgica.kbr.be

Это новое добавление к оцифровке произведений старых мастеров. Королевская библиотека Бельгии, недавно впервые представившая все свое собрание графики (преимущественно гравюр) фламандца на выставке «Мир Брейгеля в черно-белом цвете», выложил его в открытый доступ. Наряду с хрестоматийно знаменитыми здесь есть и менее известные работы, которые можно рассмотреть шаг за шагом, то есть миллиметр за миллиметром. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Люди «перекрестка»

Люди «перекрестка»

Татьяна Алексеева

Без опоры на традицию нет большого искусства, а без новаторства нет развития

0
467
Торжество русского вкуса в Париже

Торжество русского вкуса в Париже

Виктор Леонидов

Фейерверк встреч историка моды Александра Васильева

0
536
Крым как место рождения российского кинематографа

Крым как место рождения российского кинематографа

Борис Колымагин

От «Лолиты» Владимира Набокова и «Кавказской пленницы» Леонида Гайдая до «Девятой роты» Федора Бондарчука

0
954
"Малая родина" Евгении Буравлевой в Московском музее современного искусства

"Малая родина" Евгении Буравлевой в Московском музее современного искусства

Дарья Курдюкова

Биография пейзажа

0
2327

Другие новости