0
4223
Газета Культура Интернет-версия

13.10.2019 15:42:00

Героем «Свадебки» стал Нижинский

В Театре им. Наталии Сац состоялась премьера балетов Сергея Прокофьева и Игоря Стравинского

Тэги: балет, фестиваль, спектакль, прокофьев, ставинский


балет, фестиваль, спектакль, прокофьев, ставинский Фото Елены Лапиной предоставлено пресс-службой Театра им. Наталии Сац

Роскошное дефиле и невеста-коза. Игры-бродилки и призраки. Вацлав Нижинский и Тамара Карсавин – все это можно увидеть в новом спектакле Детского музыкального театра им. Наталии Сац. На 4-м фестивале «Видеть музыку» труппа представила «Шута» Сергея Прокофьева и «Свадебку» Игоря Стравинского. Хореографы Кирилл Симонов и Патрик де Бана переосмыслили фольклорно-бытовые балеты, сосредоточившись на психологических деталях действия.

«Сказку про шута, семерых шутов перешутившего» Сергей Прокофьев создал для антрепризы Сергея Дягилева. Трудно представить себе более театральную партитуру: хохочущие пассажи скрипок, шаловливые посвистывания флейт, комичные зовы меди, обыгранные оркестром под управлением Алевтины Иоффе, обнажают заложенный композитором гротеск. Чтобы воплотить его на сцене, авторам «Шута» не понадобились ни хитрые конструкции декораций a la russe Михаила Ларионова, ни пикантные нюансы либретто Прокофьева.

Ограничившись ключевыми точками сюжета, хореограф поставил ироничный спектакль о мужском и женском. Как укротить нрав красотки, сменить конфликт на идиллию и сохранить любовь? Шут в дуэтах с Шутихой (Павел и Марина Окуневы) эти проблемы успешно решает. Его коллеги по отношениям, увы, нет. Они в порыве нравоучений то лупят своих суженых дубинками, то теряют их в калейдоскопе разноцветных фигур (видеохудожник Дмитрий Соболев).

Обиженные дамы гордо прохаживаются вдоль ширмы-экрана, демонстрируя себя в изящных позах. Выстроенный Валентином Судаковым контрафактурный свет выгодно подчеркивает их силуэты. Примадонной в женском цветнике оказывается… все тот же Шут. Прячась от гнева завистников, преследующих его по лабиринтам компьютерной бродилки, герой переодевается невестой, затем козой. А в финале балета, перехитрив «жениха», возвращается к возлюбленной в первозданном облике.

Драйв, привнесенный Прокофьевым в музыку «Сказки…», Симонов передал в динамичных перестроениях ансамбля, внезапных сменах составов, пластических техник. Соло и группы, танец и несемафорная пантомима в спектакле образуют единый поток хореографической речи. Прочувствовал он и национальный дух опуса, разбавив неоклассические дуэты выгнутыми кистями рук и согнутыми коленями. В конце экспериментов балетмейстер приходит к бытовому жесту: на поклонах танцовщики кидаются слетевшими с потолка кубиками.

«Свадебку» Стравинского – еще один спектакль дягилевских «Русских сезонов» (вероятно, по этому признаку их скомпоновали в один спектакль) – труппа пересмотрела радикальнее. Патрик де Бана посвятил ее Вацлаву Нижинскому. В прологе душевно больной герой страждет под ремикс композиции Дины Вашингтон This Bitter Earth. Распаленный воспоминаниями, Вацлав мечется меж фигурами гостей-призраков. Норовит пуститься в пляс. А после неудачной попытки, свернувшись калачиком, льнет к ногам Невесты.

Видение героя поддержали художники Джеймс Анго, погрузивший сцену в зловещую темноту, Стефани Бойерле, одевшая артистов в мрачно-серые платья, брюки и пиджаки. Солисты оперы и хор театра интерпретируют опус с истовым драматизмом.

Хореограф крупными мазками рисует портрет «Бога танца» – так называли Нижинского современники. Ансамбли брачующихся – оммаж его ярким дуэтам с балериной Тамарой Карсавиной. Вариация – виртуозным соло его знаковых персонажей Петрушки и Розы. Финальная мизансцена – последним дням в психиатрической лечебнице.

Соприкосновение с прекрасным окрыляет: вдохновившись примером Нижинского, «Свадебку» танцовщики исполнили чисто и с удовольствием. Екатерина Зайцева (Невеста) и Дмитрий Круглов (Жених) порадовали тонким вхождением в стиль де Бана. Кордебалет гостей впечатлил слаженым синхроном. Однако подлинным открытием вечера стал Олег Тихонов и его трогательный, полный живой теплоты Вацлав.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


"Голос флейты" выражает время

"Голос флейты" выражает время

Марина Гайкович

Одноименный фестиваль прошел в Нижнем Новгороде

0
1869
В Пермском оперном театре появился балет "Сильвия" Лео Делиба

В Пермском оперном театре появился балет "Сильвия" Лео Делиба

Лариса Барыкина

Нет повода для грусти

0
3031
Трио детдомовских из 90-х, больничные клоуны и Тарантино по-якутски

Трио детдомовских из 90-х, больничные клоуны и Тарантино по-якутски

Вера Цветкова

В столице РФ начинается  международный фестиваль короткого метра Short Film Days

0
7196
От "Невесомости" к "Перезагрузке"

От "Невесомости" к "Перезагрузке"

Георгий Соловьев

В рамках проекта "Зима в Подмосковье" проходят крупные художественные выставки и фестивали

0
9251

Другие новости