1
4683
Газета Культура Печатная версия

18.08.2019 18:15:00

Юлия Юсма: "Зрители могли исполнять квази-хиты под немного сумасшедший видеоряд"

Директор HSE ART GALLERY Юлия Юсма о том, как галерее при Школе дизайна НИУ ВШЭ удалось не стать "вещью в себе"

Тэги: hse art gallery, вшэ, выставки, юлия юсма

Online-версия

hse art gallery, вшэ, выставки, юлия юсма Фото Ксении Бабушкиной

HSE ART GALLERY, работающая на базе Школы дизайна Высшей школы экономики, - формат для Москвы необычный: галерея при университете. Проекты здесь делают и преподаватели со студентами, и "внешние" художники - например, арт-группировка ЗИП. По итогам первого сезона директор HSE ART GALLERY Юлия Юсма рассказала корреспонденту "НГ" Дарье Курдюковой о том, как они экспериментируют с выставками, среди которых была даже "нематериальная" - "Становясь бессознательным..." (ее потом номинировали на Премию им. Курёхина и на "Инновацию"), и с технологиями - была у них в проекте "Время, вперед!" работа "Нейронное караоке". И, разумеется, о том, что еще предстоит сделать.

– Юля, по итогам первого сезона что получилось и что пока не удалось?

– Мы стали полноценным выставочным пространством – каждую выставку посещают не только студенты и сотрудники Школы дизайна НИУ ВШЭ, при которой существует галерея, но и аудитория, не имеющая к нам прямого отношения. У нас уже есть свой костяк постоянных гостей – это и сотрудники соседних бизнес-центров, и жители окрестных домов, которые следят за нашими анонсами, и представители профессионального сообщества. Хотя галерея создана в первую очередь как экспериментальная платформа для студентов школы, чтобы они могли показывать свои работы и знакомиться с разнообразием современных выставочных моделей, для нас важной задачей является публичный статус площадки, ее интегрированность в современные культурные процессы. За первый выставочный сезон наши проекты посмотрело около 10 тыс. человек, что очень хороший показатель, на мой взгляд. Мы не стали «вещью в себе».

В России и в Москве мало развита практика посещения студенческих выставок. Для примера, в Берлине выпускные выставки разных школ и университетов проходят примерно в одни дни и превращаются в городской праздник. Множество людей, не обязательно профессионально связанных с искусством, посещают такие выставки, им это интересно. Ходят на них и коллекционеры, и кураторы, открывают новые имена, люди знакомятся друг с другом. Хотелось бы, чтобы подобная практика развивалась и в Москве.
 

001-t.jpg
Выставка "Новые лозунги". Фото Мити Лялина
– Вы поэтому решили устроить «выпускное шоу», как это было названо, в Музее Москвы?

– В том числе. Там была не только выставка современного искусства, но и показ моды, и презентация работ кафедр дизайна, анимации, фотографии, театра. Мы показали все, чем живет Школа дизайна, у галереи тоже был свой небольшой корнер.

На своей площадке за первый сезон мы показали очень разные проекты. Открылись выставкой «Новые лозунги», которую курировал художник, преподаватель школы Александр Шабуров. Это был классический показ работ и известных художников, и преподавателей, и студентов. В выставке приняло участие более 40 авторов. За этим спокойным высказыванием последовал наш самый экспериментальный проект – выставка «Становясь бессознательным/ Дрожа/ С открытыми глазами/ Я вижу тебя/ Сдайся», которую нам предложил куратор Александр Буренков. Работ на стенах галереи не было вовсе – выставка была почти «нематериальной». В ее рамках прошло 16 событий, посвященных альтернативным способам взаимодействия друг с другом и с миром. Произведениями этого проекта и были эти события, создаваемые художниками, – сеансы коллективной медитации, хакерский воркшоп, занятия йогой, современным танцем, актерским мастерством и многое другое. Этот проект получил две номинации – на премию им. Курехина и на «Инновацию».

– Современное искусство активно использует новые технологии, например виртуальной реальности. Что интересно студентам?

– Среди наших студентов есть те, кто работает с современными технологиями. В мае этого года совместно с руководителем кафедры анимации и иллюстрации Алексеем Рюминым мы делали развлекательную выставку «Время, вперед!». Участники показали свои проекты с использованием дополненной и виртуальной реальностей (AR/VR). Было даже «Нейронное караоке». Анна Новикова, автор проекта, загрузила в нейронку огромное количество текстов песен на русском языке и получила выжимку из трех абсурдных «стихотворений», которые она наложила на разные музыкальные мотивы (условные поп, романтическую балладу и хип-хоп). 

Зрители могли исполнять в микрофон эти квази-хиты под соответствующий немного сумасшедший видеоряд. Получился смешной проект, выставка привлекла большое количество посетителей и собрала много лестных отзывов. При этом я не могу сказать, что все студенты поголовно отдают предпочтение технологическим проектам. Кому-то это интересно, кто-то работает в более классических медиумах. Школа обладает разнообразным образовательным ресурсом. Каждый студент может получить консультацию по интересующему его направлению у действующих профессионалов в своей области. В сентябре 2018-го у нас запустилась бакалаврская программа «Современное искусство», академическим руководителем которой стал Леонид Бажанов. Несмотря на то что первый год этой программы скорее «установочный», этот набор уже выглядит многообещающе. Внутри этого направления сейчас стартует профиль по саунд-арту и саунд-дизайну (им руководит Андриеш Гандрабур, основатель Школы музыкального продюсирования DOS). Активно развиваются кафедра game-дизайна (программирование и проектирование игр), анимации и иллюстрации, моды, идет первый набор на магистратуру по живописи, которую будет вести Владимир Дубосарский. Перечислять можно еще очень долго. Галерея как раз становится той точкой, в которой все эти направления синтезируются в кросс-дисциплинарные проекты, – любой студент, даже тот, который не учится строго на художника, имеет возможность стать участником выставки. Мы проводим открытые конкурсы, отбираем лучшие проекты, показанные студентами во время сессий, приглашаем внешних кураторов, которые сами отбирают интересных для них авторов и т.д.
 

002-t.jpg
Проект "Становясь бессознательным / Дрожа / /
С открытыми глазами / Я вижу тебя / Сдайся".
Фото Мити Лялина
– Наверняка у вас многие студенты уже участвуют в разных выставках за пределами Вышки?

– В Школе дизайна есть профиль «Дизайн и современное искусство», ребята которого уже давно сотрудничают с разными городскими площадками и достаточно серьезно взаимодействуют с художественной средой. Это Любовь Донкова, Катерина Муха, Даниил Двинских, Ярослав Мотайлов, Алина Золотых, Екатерина Мордвинкина и многие другие. С некоторыми из них уже не раз работала куратор Катя Бочавар – и в «Граунде», и когда пришла работать в галерею «Солянка». Когда она делала у нас проект «Идеальные формы», для нее уже было много знакомых имен среди наших студентов.

– В каком направлении будете двигаться дальше?

– Главная задача – активнее привлекать студентов к участию в наших проектах и интегрироваться в образовательные процессы школы. В этом году мы пробовали создавать разные инициативные группы для каждой выставки. Хорошо сработала совместная история с одним модным брендом, когда мы запустили open-call (открытый прием заявок. – «НГ») на всю Школу дизайна, – поступило очень много заявок. Я бы хотела продолжать такие кооперации. Кроме того, студентам программы «Современное искусство», которые учатся и на художников, и на кураторов, я хочу предложить коллективное кураторство. Сегодня это глобальный тренд, и самую престижную выставку современного искусства – кассельскую Documenta – в 2022 году будет курировать состоящий из девяти человек индонезийский коллектив ruangrupa. Нашим студентам я хочу дать возможность сделать свой проект так, как они сами его видят, выступая одновременно и организаторами, и кураторами, и художниками. Подобный реальный опыт работы ничего не заменит. В теоретическом поле вам редко приходится бороться с бытовыми и даже бюрократическими трудностями, с которыми неминуемо сталкивается любой организатор культурного мероприятия. Это часть художественного производства, которую необходимо проживать, чтобы освоиться в этих процессах.

003-t.jpg
Выставка "Идеальный формы.
I shape my world".
Фото Дмитрия Шумнова
Другая наша задача – большее погружение в международный контекст современного искусства. Будем приглашать к нам известных зарубежных авторов. Надеемся, что получится устроить их совместную со студентами работу над выставками. Будет здорово организовать почти камерное общение студентов с представителями самых актуальных течений из этого поля, подкрепив процесс наработки опыта и контактов открытыми лекциями, мастер-классами.

– Какие у галереи правила и планы в коммерческом смысле?

– Пока мы ничего не продаем. В команде галереи – два человека. Мы работаем с большой поддержкой других отделов школы – маркетинг, лаборатория дизайна, технические службы. Но нужно понимать, что галерея – это не профильная деятельность университета, и мы очень осторожно расширяем направления нашей работы, чтобы не потонуть в объеме задач. Мы однозначно не готовы заниматься продвижением (в том числе коммерческим) уже состоявшихся художников (хотя с удовольствием приглашаем их к участию в выставках). Мы называемся галереей, поскольку мечтаем представлять наших студентов. В будущем году должен открыться concept store (магазин. – «НГ»), где помимо художественных работ учащихся будут представлены книги, плакаты, одежда, ювелирные украшения и многое другое, что создается внутри школы. В планах также сотрудничество с аукционом Sample. Команда проекта специализируется на молодом искусстве, у них демократичные стартовые цены и хорошая экспертиза в этом вопросе. Надеюсь, что в следующем сезоне они проведут у нас портфолио-ревью, выставку и аукцион работ студентов.

004-t.jpg
Выставка арт-группировки
ЗИП "ПОЛНОЧЬ".
Фото Мити Лялина
– Как вы придумали такую галерею-лабораторию, непосредственно связанную с учебным процессом? Аналогов у вас, по-моему, нет. Ориентировались на кого-то?

– Идея такого довольно необычного для Москвы формата возникла несколько лет назад у руководителя Школы дизайна Арсения Мещерякова. За годы, пока галерея зрела в планах, стало понятно, что ее появление станет логичным шагом для школы, где наряду с теоретическими знаниями всегда были практические навыки, работа с реальными проектами, интеграция в профессиональную среду уже с первых курсов и получение инструментов для постоянного самообразования. В Европе подобные симбиотические структуры существуют повсеместно: Lethaby Gallery (при Сentral Saint Martins College of Art and Design в Лондоне), сразу несколько выставочных пространств есть у лондонского Королевского колледжа искусств, Массачусетский технологический институт развивает целый музей – List Visual Arts Center. Список подобных инициатив бесконечен, каждое такое пространство уникально, но все они нацелены как на работу со своими студентами, так и на интеграцию в актуальный художественный процесс (одно без другого, по сути, не имеет смысла). Ориентироваться на чей-то конкретный опыт было бы не совсем верно. Мы пробуем разные подходы и смотрим, что лучше работает именно для нас, для нашего контекста, для наших студентов.

Школа дизайна – это сложная, постоянно меняющаяся структура. Это молодое подразделение Вышки, в чем-то дерзкое, новаторское. Галерея должна быть такой же, соответствовать этому духу. В смысле формирования выставочного плана мы ориентируемся на то, что происходит и в мире, и в Москве. Когда Александр Буренков предложил проект «Становясь бессознательным», было понятно, что мало где в городе можно его реализовать, а очень хотелось дать эту возможность художникам, которых Саша пригласил в проект, показать что-то, что остается за рамкой коммерческого и спектакулярного искусства, но тем не менее остро актуально для того, что происходит в мире.

005-t.jpg
Выставка "Время, вперед!". Фото Мити Лялина
– Вы работали в галерее «Комната» при театре «Школа современной пьесы», потом в Новом крыле Дома Гоголя, какие из навыков сейчас развиваете, а что «отпустили»?

– Мне кажется, я ничего не отпустила. Оба места – история большой дружбы и совместной работы с Алексеем Трегубовым и Аней Румянцевой. Мы всегда стремились к тому, чтобы любой проект, оказавшийся в нашем пространстве, был максимально развернут лицом к зрителю, старались его объяснять, делать интересным для неподготовленного зрителя, так как работали всегда с широкой аудиторией, а не только профессиональным сообществом. Поскольку у Леши с Аней театральный бэкграунд, они часто использовали для этого сценографические приемы. Сейчас это распространенная практика, а семь лет назад казалось, что мало кто так делает и готов перекрашивать выставочное пространство в разные цвета и тщательно продумывать архитектуру экспозиции под каждый новый проект. Именно оттуда у меня большая любовь к постоянно меняющемуся пространству в противовес нейтральному белому кубу, хотя он тоже часто бывает необходим. В HSE ART Gallery мы тоже стараемся каждый проект подавать особенным образом, создавать уникальные пространства для художника/высказывания. Мне нравится, когда место живет, меняется. Если посмотреть фотоотчеты с наших выставок, есть ощущение, что некоторые из них проводились на сторонних площадках, но это всегда наши скромные 300 квадратных метров, просто ловко преображенные кураторами и организаторами выставок.

– Про Школу дизайна понятно. А студенты с других факультетов в галерейной жизни участвуют?

– Пока была одна студентка, но она продержалась стажером две недели. Со стороны слова «заниматься искусством» звучат волшебно, но на деле люди поначалу получают, скажем, отпариватель в руки. Понятно, что для кого-то это может стать разочарованием, надеюсь, что наш следующий стажер не сдастся и доберется до более амбициозных задач.

006-t.jpg
Выставка "Товарищи света". Фото Мити Лялина
– «Товарищи света» были последней выставкой этого сезона в галерее. Как появился этот проект, сделанный руководителем бакалаврской программы «Дизайн» Александрой Кузнецовой и выпускницей этой программы Дарьей Долгополовой?

– Александра Кузнецова придумала целую параллельную вселенную, в которой Ленин при помощи группы советских ученых открыл способ получать питательную энергию с помощью солнца и электричества, то есть люди буквально получили возможность питаться светом. Советский человек быстро победил голод, освоил космос, колонизировал несколько ближайших планет. Наступила абсолютная утопия, в которой спичка стала играть роль не только легкого перекуса, но и символа новой прекрасной эпохи. На выставке представлены сотни спичечных коробков, на этикетках которых рассказана эта история. Большинство этикеток, конечно, ненастоящие (например, серия коробков про разнообразные грибы на Марсе), но за основу авторы брали реально существующие этикетки и редактировали их в графических редакторах. Выглядит все вместе очень правдоподобно. Не самый внимательный посетитель или человек, плохо знакомый с историей Советского Союза, вполне имеет шанс решить, что это все реальная история или выставка посвящена ужасам ошалевшей советской пропаганды. В основе проекта лежит идея о том, что все, что воспринимается нами как реальность (пусть даже и сконструированная кем-то специально для нас и детально, достоверно разыгранная у нас на глазах), влияет на нашу жизнь не меньше, чем фактические события. Мы верим в то, что кажется нам достойным доверия, неопровержимым. В разные времена это разные вещи – феи и вампиры – в одно, Ленин и режим – в другое. Дарья Долгополова создала фирменный стиль этого проекта, разработала графику, покрывшую стены, изображающую странную советскую квартиру, которая все пытается во что-то превратиться, да не может. Как Советский Союз очень хотел чем-то быть, чем так и не стал.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


От "Невесомости" к "Перезагрузке"

От "Невесомости" к "Перезагрузке"

Георгий Соловьев

В рамках проекта "Зима в Подмосковье" проходят крупные художественные выставки и фестивали

0
8789
России предстоит нарастить добычу "цифрового золота" для нейросетей

России предстоит нарастить добычу "цифрового золота" для нейросетей

Анастасия Башкатова

Один из сценариев уже предполагает вырождение искусственного интеллекта

0
5200
Будущее образования – быстрые и пластичные форматы взаимодействия

Будущее образования – быстрые и пластичные форматы взаимодействия

Антон Зверев

Отказываясь развивать аспирантуру, общество стреляет себе в ногу

0
11909
Современность из архива

Современность из архива

Дарья Курдюкова

Винзавод вспоминает свою историю, концентрируясь на новых направлениях работы

0
4901

Другие новости