0
3714
Газета Культура Печатная версия

04.07.2019 17:49:00

"Безответственная живопись" с видом на Мавзолей

Олег Кулик перезагрузился до версии 5.0

Тэги: выставка, олег кулик, безответственная живопись


выставка, олег кулик, безответственная живопись Индюка у входа на выставку Олег Кулик ваял в формате перформанса. Фото со страницы ГУМ-Red-Line в Facebook

Окна недавно открывшейся в известном универмаге галереи ГУМ-Red-Line выходят на Красную площадь. Искусство, шагающее в массы – пусть даже случайно проходивших мимо людей, – должно быть завлекательным, но с коммерческой составляющей: коротенький заходной текст к выставке Олега Кулика «Безответственная живопись» завершается словами «Стоимость работ доступна по запросу». Художник вплавляет в коммерческую затейливость ощущение душного кошмара – впечатление остается двойственное, как, впрочем, от многих процессов в сегодняшних жизни и искусстве.

«Это Кулик 5.0: первый Кулик был скульптор, второй – перформер, третий – фотограф, четвертый – оперный постановщик, и, наконец, пятый – живописец», – пишет куратор показа Михаил Сидлин. Он рассказывает о живописи, вдохновленной нейронными сетями, о времени метабарокко, когда понятие «человек» находится под постоянным вопросом», о «визуализации коллективного бессознательного». О приеме исторического портрета – «люди-из-глаз», придуманном Куликом, который «работает с ожиданием катастрофы, выпарив его из вязкого московского воздуха».

Олег Кулик пишет о пропаганде как «психотропном инструменте», о проекте как «конструкции пропаганды, которая снится» ему наяву.

Кураторский текст Михаила Сидлина, как всегда блистательно, сделан. Олег Кулик, как всегда, замечательно артистичен. Выставка оставляет ощущение веселья и апатии. На вернисаже пахнет краской, щедро угощают, охранник боится пропустить лишних и переспрашивает, откуда вы. Из витрины на проходящих мимо «глядит» монументальный вождь мирового пролетариата – «Король ночи». Картина наклонена, и ее не сразу разглядишь изнутри галереи. Проходящим же мимо галереи не видно вождя современности – его небесно-голубые глаза смотрят в окна галереи, те самые, что с видом на Кремль. Blow-up (фотоувеличение) делает его всевидящим – зрители ведь веками так умиляются приему, когда портрет «следит» за ними взглядом.

«Безответственная живопись» – то кошмарическая, то шутливая модель государства, вырастающая в сердце его столицы. Из импрессионистического хаоса мазков проступают вождь («Король ночи» и «Цербер» о трех головах) и тиран («Всевидящий») XX века – и лидер современности («Смотрящий»), они таким образом увязываются. Из картины «Десница» выявляются черты Маркса, «Мать» – это Родина-мать, которая беспрестанно куда-то зовет. Картинки собираются и распадаются на сотни глаз, превращаясь в навязчивые видения времени, где сегодняшнее сплелось с прошлым, где есть прослушивание телефонов, слив данных пользователей в Сеть, где строят суверенный Интернет и т.д. Большой Брат не переставал следить за тобой. «Гимнастика» с «к труду и обороне будь готов» тоже вернулась.

То, что в тициановском портрете из Национальной галереи было «Аллегорией благоразумия» – с тремя человеческими головами и с тремя головами звериными, – у Кулика стало тремя головами Цербера-Ленина. Когда Вермеер писал «Девушку, читающую письмо у открытого окна», он в конце концов писал воздух: в 2019-м «Девушка с письмом» о другом – это глаза недотыкомок по углам. И «Украинская ночь» теперь о другом.

Здесь еще есть скульптуры: на один каркас, как шашлык на шампур, нанизаны орлообразные фигурки – это «Парламент II», на другой – оплывающие, как свечной воск, антропоморфные существа, они как бы в клетке, клетка называется «Структура семьи». У входа – величавый индюк на постаменте, его ваяли в формате перформанса, а по словам Кулика, в духе арт-терапии. Птица, говорит художник, – это и питательность, и экономическая устойчивость, и амбиции, пустые и черные. Вне пространства самой галереи, на пассаже напротив выставлен монументальный холст «Космос». Возле космоса скучает охранник.

О чем выставка? Кулик говорит, это «активная психоделическая периферия», «то, чем мы живем»: «Будут другие глаза, и мы будем другими».

Можно сказать, что это лихорадочное, изможденное веселье, где «липкий» ночной кошмар сливается с реальностью. Легче ли остаться незаметным у стен символа государственности? Может быть. Но у выставки есть еще другое свойство. Это искусство, которое указывает на духоту абсурда, оставаясь коммерческим. В выставке, показанной в это время в этом месте, сквозит двойственность, что все, конечно, абсурдно, но мы готовы над этим посмеяться и извлечь из этого если не успех, то выгоду. Эта двойственность сегодня есть много где в жизни. Мы продолжаем пировать во время чумы, поскольку прекратить пировать страшно, а как остановить чуму – неизвестно. И если вернуться к словам об арт-терапии, то ведь есть что-то по-своему терапевтическое в том, чтобы заплатить за эффектное оформление своего веселья и апатии. Это Олег Кулик тоже вложил в «Безответственную живопись». 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Татьяна Астафьева

Экспозицию из семи залов, посвященную культуре Поднебесной, музею помогла создать «Роснефть»

0
8079
Редкие образцы буддийской живописи из коллекции семьи Рерихов и фондов музея представлены на выставке  «Миры Майтреи»

Редкие образцы буддийской живописи из коллекции семьи Рерихов и фондов музея представлены на выставке «Миры Майтреи»

0
5679
Открылась выставка, исследующая китч в современном искусстве

Открылась выставка, исследующая китч в современном искусстве

0
5583
 Выставка  "Монеты и рыцари. Серебро и сталь"

Выставка "Монеты и рыцари. Серебро и сталь"

0
5734

Другие новости