0
3786
Газета Культура Интернет-версия

28.04.2019 15:39:00

Как пятнадцать композиторов Казань брали

В столице Татарстана состоялись «Композиторские читки»


Фото предоставлены Союзом композиторов России и Центром современной музыки Софии Губайдулиной

«Композиторские читки» – проект Союза Композиторов России – без преувеличения, можно назвать уникальным. Его суть такова: известный ансамбль современной музыки играет свежеиспеченные опусы композиторов-участников, разбирает партитуры по кусочкам вместе с композиторами-наставниками, помогая молодым коллегам не просто найти свой маршрут на карте современной музыки, но и не сбиться с выбранного пути. О таком, как говорится, можно было только мечтать. Это на Западе подобные вещи – дело привычное: в США похожие «читки», названные «чтением партитур», и вовсе входят в систему музыкального образования. В нашей же стране молодые авторы пишут преимущественно для друзей-исполнителей, чтобы представить свое творение в галереях и музеях звука или же в стенах консерватории на очередном зачете. Результатом становится не творческий диалог композитора с музыкантом и попытка придать граням сочинения совершенную форму, а, в лучшем случае, видеозапись для соцсетей и восторженные отклики пользователей.

«Композиторские читки» предлагают профессиональное погружение в мир конкретной пьесы. Прилюдно, во всеуслышание и на глазах у автора – но не в духе советских партийных заседаний или «разбора полетов», а в почти семейной обстановке, в атмосфере радости и воодушевления. Творческая образовательная лаборатория успешно стартовала прошлым летом в Москве, и уже тогда стало ясно, что продуктивное начинание потребует продолжения. В этот раз местом притяжения молодых композиторов из России и Ближнего Зарубежья стала Казань – практически родина патриарха современной музыки Софии Губайдулиной, где активно действует Центр ее имени.

ch2.jpg
Фото предоставлены Союзом композиторов России и
Центром современной музыки Софии Губайдулиной
В течение нескольких дней Московский Ансамбль Современной Музыки (МАСМ) провел так называемые reading-сессии. Евгений Субботин, Илья Рубинштейн, Олег Танцов, Иван Бушуев и Михаил Дубов обсуждали с композиторами штрихи, приемы игры, особенности формы и другие нюансы партитуры. Дневные воркшопы обрамлялись утренними лекциями и вечерними индивидуальными занятиями кураторов проекта – опытных композиторов, под руководством которых и проходили «читки». В этом году обучать молодых и начинающих пригласили молодых и успешно продолжающих – Александра Хубеева, Николая Хруста и «местного» композитора Эльмира Низамова. Компанию им составил почетный гость проекта – профессор университета Ханянь (Южная Корея) Им Чон У.
 

ch3.jpg
Фото предоставлены Союзом композиторов России и 
Центром современной музыки Софии Губайдулиной
Ключевой объединяющей темой форума оказалась не просто новейшая музыка, а электроакустическая, представленная во всем своем многообразии – от изобретений вроде интонарумори до компьютерных программ обработки и синтеза звука наших дней. И если Александр Хубеев и Николай Хруст подробно рассказали как и каким способом создавались различные электронные и мультимедиа-композиции (в том числе, и на примере своего творчества), то Им Чон У, помимо всего прочего, презентовал деятельность Центра исследований электроакустической музыки Creama, директором которого он является. Круглый стол с участием кураторов и примкнувших к ним музыковедов Александра Маклыгина и Виктории Коршуновой подвел итог разговорам о модуляционных синтезах, секвенсорах и других атрибутах из арсенала электроакустики, затронув актуальные проблемы ее анализа и понимания. И выяснилось, что положение у нас весьма удручающее: книг по электроакустике на русском языке почти нет, равно как нет и ясного, доходчивого объяснения «устройства» подобной музыки. Впрочем, как изменить ситуацию, так никто из спикеров и не заявил, видимо, предложив слушателям самим найти ответ на этот вопрос.
 

ch4.jpg
Фото предоставлены Союзом композиторов России и 
Центром современной музыки Софии Губайдулиной
Главными героями «Композиторских читок» были, собственно, пятнадцать композиторов, отобранных среди большого количества заявок. Преобладали, понятное дело, «хозяева»: композиторскую школу Казани представляли целых пять авторов – Лилия Исхакова с пьесой, возникшей под впечатлением от выставки в галерее современного искусства; Ильдар Камалов с обработкой народной татарской песни в джазовом стиле; Анастасия Костюкова, которая языком музыки поведала о легенде розы Чероки; Елена Шипова, чья «Чакона» для скрипки соло приятно удивила техническими сложностями; Роман Пархоменко, в пьесе которого отсутствие ударных инструментов заменили… ноги музыкантов. Сергей Шестаков (Новосибирск) и Нина Голова (Ростов-на-Дону) предложили свой взгляд на многовековой жанр фантазии: получились симпатичные стилизации (кстати, за них кураторы никого не ругали, хотя и советовали продолжать искать индивидуальное лицо). Для сочинения «Erinia» Елизаветы Лобан (Беларусь) исполнителям пришлось выстроить синхронизацию с фонограммой – вышло не совсем удачно, хотя автор объяснила, что для нее это, прежде всего, эксперимент. «Еврейской» для кларнета и фортепиано Ольги Дудиной (Екатеринбург – Нижний Тагил), по мнению самих музыкантов, не хватило свободы для импровизации.

Пьеса «Pray» москвича Кирилла Архипова впитала в себя похожие приемы развития, наблюдаемые у греческого авангардиста Яни Христу, а тонкий чувственный квинтет Дмитрия Мазурова во многом напомнил музыку итальянцев Шаррино и Филидеи. Гости из Армении – композиторы Джемма Минасян и Гор Испирян – решили избежать ожидаемых «восточных мотивов», представив изощренные партитуры в лучших европейских традициях. А сочинения Вадима Генина из Саратова и Евгения Морозова из Ростова-на-Дону будут помнить еще долго. Первый составил компанию МАСМ – спел свои «Рыцарские песни», тряся бубном в такт, а второй умудрился в финале целиком поместить бессмертный хит «Мурка».

Что советовали таким разным и, безусловно, талантливым людям? Помимо чисто технических вещей – не бояться выйти за рамки привычного, глубже исследовать собственный материал, избегать прямолинейности и формальности, пытаться переосмыслять подход к инструментам и т.д. С утра и до глубокой ночи, в зале Союза композиторов республики Татарстан или на улицах ее столицы, творческое взаимодействие, обмен опытом и просто профессиональное общение, которых сейчас не хватает, не прерывались. Финальной точкой этого грандиозного проекта стал концерт МАСМ в Центре современной культуры «Смена», где публика услышала пьесы кураторов и забавную миниатюру «Lipstick» для флейты и видео голландца Якоба TV. Казань взяли, Астрахань – пока нет, но не исключено, что «Композиторские читки» доберутся и до этого города, ведь пока неизвестных молодых композиторов у нас, оказывается, еще очень много.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
774
Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

0
484
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
951
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
943

Другие новости