0
2224
Газета Культура Печатная версия

24.03.2019 15:28:00

Инвестиции в удовольствие

Коллекционирование предметов искусства позволяет оставить след в вечности

Тэги: сбербанк, коллекционирование, first talk


сбербанк, коллекционирование, first talk В рамках проекта Сбербанка First Talk эксперты поделились секретами успешных частных коллекций современного искусства. Кадр из видео с канала Сбербанка в YouTube

Искусство, как известно, может не только приносить эстетическое наслаждение, но и быть предметом инвестирования: о том, какие огромные деньги вращаются на мировом арт-рынке, наслышаны все. Но что нужно для того, чтобы стать успешным коллекционером? Прошедшую на днях экспертную дискуссию на эту тему организовал Сбербанк, что только на первый взгляд выглядит неожиданно: в рамках просветительского проекта First Talk банк вот уже в течение года проводит для премиальных клиентов публичные обсуждения по самым разнообразным, но всегда актуальным вопросам.

«На какие только темы мы не говорили, но всегда это были темы, которых меньше всего ждешь от банка: феминизм, кино, искусственный интеллект, образование, даже джаз и рэп, а еще у нас был спецвыпуск с Германом Грефом, – напомнила руководитель премиальной сети «Сбербанк Первый» Мария Поденко. – Мы не говорили только на финансовые темы, но для открытия нового сезона мы сделали исключение – мы поговорим об инвестициях, но не обычных инвестициях, а об инвестициях в искусство».

Инвестированием это можно назвать лишь отчасти: успешные коллекции действительно растут в цене, но формируют их не по этой – или не только по этой – причине. Прежде всего – это скорее не финансовая инвестиция, а интеллектуальная, инвестиция в себя самого. «Любой, кто профессионально связан с искусством, никогда не посоветует коллекционировать предметы искусства только с инвестиционными целями, – подчеркнула основатель ярмарки современного искусства Cosmoscow Маргарита Пушкина. – Это гораздо больше, чем инвестиция. Это скорее стиль жизни и увлекательный процесс».

И в то же время этот процесс может оказаться весьма полезным для бизнеса. «Начиная собирать искусство, бизнесмены открывают для себя очень много дверей, в том числе на зарубежных рынках, – рассказывает операционный директор аукционного дома Phillips Наталья Глянкина. – Пытаясь на них выйти, очень трудно найти контакты с людьми, принимающими решения и имеющими вес. А будучи меценатом, коллекционером, у вас появляется много общего. Тем самым вы получаете необходимые связи».

А еще коллекционирование, по мнению экспертов, – это возможность и повлиять на ход развития мировой культуры, и повысить свой статус. «Собирая современное искусство молодых художников, ты поддерживаешь культуру своего времени, людей, которые позволяют тебе смотреть на мир другими глазами, – заметил издатель и коллекционер Пьер-Кристиан Броше, собирающий полотна актуальных российских художников с 1989 года. – Еще в XV веке практически все итальянские князья поняли, что поддержка искусства позволит им получить новый статус, похожий на королевский. Ты попадаешь в элитное общество». «У коллекционера есть шанс остаться в истории. Искусство – это, что остается навсегда. Это вход в вечность через поддержку художников, создающих смыслы», – считает арт-дилер из США Надежда Тайга.

Современное искусство – одно из главных направлений инвестирования для коллекционеров: по последним данным, рост мирового рынка по сравнению с 2016 годом составил 13%, и к 2025 году он достигнет 100 млрд долл. Сейчас на нем представлены все самые актуальные финансовые механизмы – онлайн-продажи, продажи за криптовалюту, банковские залоги под коллекции. Но в России развитого рынка нет, хотя парадоксальным образом это одно из преимуществ.

«Россия – это рай для коллекционеров, – считает Пьер-Кристиан Броше. – Есть лишь несколько десятков более-менее интересных художников, каждый год появляются 5–10 молодых. Есть всего 5–6 галерей, где их можно увидеть. И это стоит относительно копейки. Риск? Когда мы с друзьями пьем вино по 3 тыс. евро за бутылку, мы понимаем, где в итоге оно окажется. Но за те же деньги можно купить прекрасную работу, которая тебя будет радовать каждый день. Сейчас в России невозможно совершить ошибку – мы знаем всех художников, которые на 100% будут фигурировать в музеях как представители русской культуры первой половины XXI века».

«Американцы – самые крупные коллекционеры, они занимают более 40% мирового рынка. Но что делает США страной меценатов? Американцы очень ориентированы на свое сообщество. Есть традиция поддержки художников, которые живут рядом с тобой в одном городе, – рассказывает Надежда Тайга. – Очень важно, когда коллекционеры ориентируются не только на тех, кто продается и очень популярен, но и на взращивание своего, пусть маленького рынка».

Наталья Глянкина, в свою очередь, развенчала миф о том, что покупать искусство – это обязательно дорого: «Любой среднестатистический человек может позволить себе раз в год покупать даже значимые имена, например, Дали или Пикассо: рисунки Пикассо можно найти на аукционах за 2 тыс. долл.». Есть множество примеров, когда первые работы успешных в будущем актуальных художников продавались всего за 200–300 долл. или евро. Но прежде чем что-то покупать, нужно усилить свою «насмотренность» – освоить особый язык современного искусства, ходить на выставки, знакомиться с художниками и кураторами. Многие коллекционеры со временем становятся большими экспертами, чем арт-дилеры. «Самый важный момент – покупать то, что вам действительно нравится, потому что если ваши инвестиционные планы не оправдаются через 10 лет, по крайней мере эта работа будет висеть в вашем доме и вы получите от нее массу положительных эмоций», – посоветовала Наталья Глянкина.

И все-таки: может ли коллекционирование предметов искусства считаться инвестированием? «20 лет назад я приобретал работы российских художников за 200–500 долл., сейчас их работы продаются за 25–50 тыс. – и я радуюсь, но не потому что хочу продать, а потому что понимаю, что выбор, который я сделал, оправдан рынком, – описал свои ощущения Пьер-Кристиан Броше. – А еще ты понимаешь, что дал возможность этим художникам продолжать работать». 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


В каждом клиенте нужно видеть в первую очередь человека

В каждом клиенте нужно видеть в первую очередь человека

Владимир Полканов

Финансовый омбудсмен Сбербанка Яника Баранова – об умении находить взаимоприемлемый выход из спорных ситуаций

0
10659
Академики РАН помогут определить лауреатов Научной премии Сбера

Академики РАН помогут определить лауреатов Научной премии Сбера

Владимир Полканов

Победители в номинациях «Физический мир», «Науки о жизни» и «Цифровая вселенная» получат по 20 миллионов рублей

0
2087
Хороший год для Сбера

Хороший год для Сбера

Владимир Полканов

Банк рассказал о дивидендах, инвесторах и дальнейших планах

0
3331

Другие новости