0
4233
Газета Культура Печатная версия

25.11.2018 19:27:00

Смелость предъявить фейк

Музей-заповедник "Ростовский кремль" провел экспертизу работ из своей коллекции, в том числе оказавшихся там подделок

Тэги: музей, ростовский кремль, выставка

Полная On-Line версия

музей, ростовский кремль, выставка «Ростовский кремль» обещает вернуть украденные вещи. Фото автора

У выставки «Хвост кометы. Произведения «левых» художников начала XX века в собрании музея «Ростовский кремль» несколько поводов. Во-первых, она приурочена к 100-летию со дня смерти одной из амазонок авангарда Ольги Розановой, а в музее хранится знаменитая «Зеленая полоса», созданная незадолго до кончины художницы. Во-вторых, вынесенный в название проекта «Хвост кометы» отсылает к другой – утраченной после списания из музейной коллекции в 1930-м – розановской картине позднего периода, хранившейся в Ростове. В-третьих, как говорят в музее, это самая полная презентация ростовского собрания авангарда. Наконец, в-четвертых, что как раз сейчас вышло на первый план, выставка поднимает вопрос об утратах и подделках в музейном собрании. Музей, заказавший недавно экспертизу вызвавших сомнения работ из своей коллекции, один зал экспозиции отвел подлинникам, второй – определенным теперь и с помощью технико-технологических анализов фальшивкам.

Проект курируют искусствовед Елена Баснер, замдиректора «Ростовского кремля» по научной работе Сергей Сазонов и архитектор Юрий Аввакумов. Он ввел в старинный сводчатый зал мотив придуманного Малевичем архитектона, супрематизма в объеме (Розанова, чьей «Зеленой полосой» гордится ростовский музей, входила в общество Малевича «Супремус», и мэтр ее ценил) – в виде светильников, в виде архитектонов, «вырезанных» из углов выставочных выгородок, наконец, в виде зеркала в «красном углу», в котором от самого входа в зал отражается «Зеленая полоса», пока саму картину вы еще не видите. Здесь есть бубнововалетцы, беспредметная живопись, конструктивизм... разные веяния авангарда, имена известные вроде Фалька, Лентулова, Куприна, Осмеркина, Рождественского, Экстер, Поповой, Клюна, Александра Веснина (у известного архитектора здесь – редкая в силу немногочисленности таких вещей картина), Владимира Стенберга, Фаворского, Давида Штеренберга (с необычной для него работой конца 1910-х «Колосья (Декоративное панно)», где к черному небу с небольшим просветом синевы тянутся колоски)... И есть художники, широкой публике хуже знакомые, как, например, ученик Малевича Лев Юдин (в прошлом году были наконец изданы его дневники, собранные и подробно откомментированные петербургским искусствоведом Ириной Карасик, которая вместе с другими экспертами сейчас приехала в Ростов). Его живописных работ в принципе сохранилось мало, здесь он представлен кубофутуристической «Скрипкой», написанной около 1920-го.

В процессе работы над выставкой и каталогом (он ждет печати, и это очень важно – ни в музейном магазине, ни на сайте музея каталог коллекции найти не удалось) Елена Баснер уточнила авторство двух работ – для натюрморта Федора Никитича Захарова и для скульптурной кубистической головы Овсея Когана (еще два года назад, когда эту вещь привозили в Москву на выставку «До востребования», автором считался другой художник – Моисей Коган).

Ростов последним из городов получил собрание авангарда через Музейное бюро ИЗО Наркомпроса в августе 1922 года – 59 произведений – живопись, графика и скульптура. Сегодня в музее 28 картин, 21 графическая работа и 2 скульптуры. Во втором зале решились показать подделки, разными путями попавшие в собрание. Ростов лишился своего Малевича – кубофутуристический «Самовар» был заменен фальшивкой, как выяснилось, еще до 1972 года, оригинал сегодня хранится в нью-йоркском Музее современного искусства. Тогда же, считают в музее, подменили «Беспредметную композицию» Любови Поповой, подлинник из коллекции Георгия Костаки находится в Музее современного искусства в Салониках. Рядом выставлено несколько произведений, поступивших в музей недавно, – работы Машкова, Экстер, Брака в два этапа, в 2014–2016 годах, подарил музею Никита Лобанов-Ростовский.

Музей заказал несколько независимых технико-технологических исследований, согласно результатам которых названные произведения – более поздние подделки. О том, что машковский «Натюрморт с камелиями, фруктами и вином» – вовсе не машковский, еще в конце нулевых годов на основании формально-стилистического анализа говорила осматривавшая с коллегой коллекцию эксперт по живописи русского авангарда, старший научный сотрудник Третьяковской галереи Ирина Вакар. В частности, она рассказывает, что работа эта компилятивная – к примеру, камелию автор взял с картины Машкова из собрания ГТГ. (Заметим в скобках, что это, как и, например, бросающаяся в глаза экспертам очевидно иная, нежели была у представленных художников, манера письма – совсем не то же самое, что варьирование одного мотива.) Одну из технико-технологических экспертиз, связанную с изучением изотопного состава стронция и цезия, с коллегой проводил исследователь авангарда Андрей Крусанов.

Вопрос в том, что будет дальше. Выступления приехавших в пятницу в Ростов экспертов и коллекционеров будут выложены в Сеть. Об украденных произведениях заявлено в полицию, они зарегистрированы в базе данных пропавших и утраченных культурных ценностей Минкультуры РФ. Ведомство, сказали «НГ» в музее, помогает. К сожалению, расспросить о подробностях заявленного среди выступающих советника министра Кирилла Рыбака не удалось, поскольку его не было. «Ростовский кремль» обещает пытаться вернуть украденные вещи. То, что он представил подделки, смелый шаг, и об этом говорили почти все. Спровоцирует ли нынешняя выставка «цепную реакцию» в других институциях? Проблема с подделками произведений авангарда существует давно (из свежих историй можно вспомнить хотя бы скандал вокруг выставки произведений из коллекции Игоря Топоровского в Генте – показанные там работы вызвали недоумение и опасения экспертов по авангарду). Представлявшая Уральский университет имени Ельцина Тамара Галеева рассказала, как они со студентами рассматривали трех неизвестных прежде Малевичей на одной екатеринбургской выставке. «Сколько у вас таких Малевичей, три? – Ну, вот видите, Малевич умер, но дело-то его живет», – отшутился коллекционер и эксперт Валерий Дудаков, в свою очередь, поведавший о том, что в советское время в разных городах было несколько школ, занимавшихся изготовлением подделок. Московская, по его словам, была одной из самых плодовитых.

Ростов–Москва


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Вакантное место для чуда

Вакантное место для чуда

Дарья Курдюкова

Выставка "Время и случай для всех" в Центре Гиляровского фокусируется на том, как в иконописи изображались пейзажи и животные

0
1778
 ВЫСТАВКА "Наследие Петра Великого и дворцовые перевороты в Российской империи"

ВЫСТАВКА "Наследие Петра Великого и дворцовые перевороты в Российской империи"

0
2119
ВЫСТАВКА  "Мастера России. Ювелирное и камнерезное искусство. Московский самоцветный фестиваль"

ВЫСТАВКА "Мастера России. Ювелирное и камнерезное искусство. Московский самоцветный фестиваль"

0
2029
Московский музей современного искусства отмечает 25-летие новой аранжировкой коллекции

Московский музей современного искусства отмечает 25-летие новой аранжировкой коллекции

Дарья Курдюкова

Объединения в видения

0
4949

Другие новости