Фото Виталия Голубева
Музыкальный театр Республики Карелия представил в Москве балет Лео Делиба «Коппелия». Показ спектакля на сцене «Новой оперы» имени Е. В. Колобова прошел в рамках фестиваля «Видеть музыку». Сказочно-комедийный балет либреттист Ольга Погодина-Кузьмина, хореограф Кирилл Симонов и художник Павол Юраш превратили в трагедию человеческих судеб.
Неотвратимость беды пронизывает постановку от начала до конца: фатум безжалостен ко всем героям балета. Губит он и Натанаэля, который, женившись на кукле, утратил рассудок. И покинутую героем Клару (либретто возвращает зрителя к оригинальному сюжету Гофмана). И Коппелиуса, которому мир бездушных автоматов заменил живых людей. Историю крушения жизней персонажей авторы подают почти натуралистично.
На концепцию спектакля работает его мрачная, фантасмагорическая атмосфера: события балета художники перенесли в Россию 1940-1960-х годов. Привычный поклонникам «Коппелии» деревенский пейзаж в постановке заменил двор серой хрущевки (минималистичная декорация Павола Юраша), дневные солнечные лучи – тусклые огни окон (художник по свету Александр Мустонен). А чудесные сны обратились зловещими галлюцинациями (вместо волшебных дев Натанаэль видит ужасы Второй мировой войны).
Несмотря на советский антураж, спектакль, с его роковым мистицизмом отсылает зрителя к новелле Гофмана и к романтическому наследию в целом, в том числе балетному. По известному сценарию, герой выбирает между пороком и добродетелью, земным и небесным, физическим и духовным. Одним словом – между действительностью и мечтой. Именно стремление к мечте приводит Натанаэля к катастрофическому финалу.
Фото Виталия Голубева |
Трансформация затронула и музыку балета: дансантые номера «Коппелии» в интепретации оркестра под руководством Анатолия Рыбалко звучат как неумолимый танец судьбы. Для усиления эффекта авторы обогатили партитуру драматическими эпизодами из «Сильвии» того же Делиба. Бурные пассажи струнных, таинственные «зовы» деревянных духовых, грозные аккорды меди возникают в ключевых моментах действия, корреспондируя с трагедийным обликом постановки.
Для пластического воплощения «Коппелии» Кирилл Симонов избрал оригинальный микс неоклассики и танца модерн, соединив достижения балета XIX века и современной хореографии. Лирические дуэты Натанаэля и Клары (гармоничный ансамбль Сергея Быломысова и Юки Идзуми), характерные вариации Коппелии (темпераментные выходы Алевтины Касаткиной) близки стилистике романтического танца. Выразительные соло Коппелиуса (тонкая работа Эдуарда Демидова) – эстетике сontemporary dance.
комментарии(0)