0
5015
Газета Культура Печатная версия

30.09.2018 17:06:00

Дирижер Джозеф Р. Олефирович устроил спонтанный перформанс

В Москве представили концертную версию комической оперетты Бернстайна "Кандид"

Тэги: музыка, леонард бернстайн, комическая оперетта, кандид, большой театр, московская филармония


музыка, леонард бернстайн, комическая оперетта, кандид, большой театр, московская филармония Ким Крисвелл в образе эпатажной Старухи (слева) и исполнительница партии Кунигунды – Дженнифер О`Лафлин. Фото Ирины Шымчак/РНО

В этом году музыкальный мир празднует 100 лет со дня рождения Леонарда Бернстайна. В нынешнем сезоне отметить юбилей выдающегося композитора решили исполнением его комической оперетты «Кандид», причем в двух версиях. Одна из них – постановка режиссера Алексея Франдетти в Большом театре, другая – концертное исполнение на X Фестивале Российского национального оркестра. 

Концертный «Кандид» в Московской филармонии опередил музыкальный спектакль с костюмами и декорациями всего на несколько дней и стал грандиозным событием фестиваля, продолжая знакомить публику с малоизвестными сочинениями Бернстайна (семь лет назад РНО осуществил российскую премьеру его Третьей симфонии). Однако за дирижерский пульт встал не Михаил Плетнев, а Джозеф Р. Олефирович – тот самый «танцующий дирижер», взорвавший YouTube своим перформансом в Венской народной опере (кстати, с тем же «Кандидом»). На исполнение главных партий пригласили интернациональный состав солистов, на второстепенные были заявлены молодые российские певцы, а в качестве рассказчика выступил актер и телеведущий Александр Олешко.

В этом сочинении без рассказчика-пояснителя обойтись невозможно: повесть Вольтера «Кандид, или Оптимизм», насыщенная неприкрытой иронией над политической обстановкой и философией века Просвещения, чрезвычайно запутана по сюжету. Герои скитаются по далеким странам, становятся жертвами инквизиции и даже волшебным образом оживают, повторяя, как мантру, утверждение «Все к лучшему в этом лучшем из миров». Создавая либретто, Бернстайн и драматург Лилиан Хеллман довели комичность ситуаций до крайнего абсурда, высмеивая и коммунистические идеалы, и – наиболее сильно – гитлеровский режим: к примеру, в сцене молитвы Вестфалии, великой страны, хор поет нацистское приветствие, а в моменте суда над Кандидом выражает удовольствие от предстоящей казни. 

Сам композитор назвал сочинение комической опереттой, но в нем также проступают отсылки и аллюзии на известные оперы и вокальные сцены. В дуэте Кандида и Кунигунды, где они мечтают уехать в поисках счастья, пытливый слушатель вспомнит заключительный дуэт Виолетты и Альфреда в «Травиате», в Lamento Кандида по погибшей Кунигунде – арию Орфея «Потерял я Эвридику», а в монологе Кунигунды на словах «У любви, как у пташки, крылья», наверное, у каждого в голове возникнет мелодия Бизе. Стилистические игры органично переплетаются с номерами в духе мюзикла и кабаре 40-х, джаза и блюза, почти зримо отражая невероятные приключения Кандида и его друзей. Но главное, что заставляет публику и сопереживать, и смеяться, – текст, остроумно переведенный на русский язык Екатериной Бабуриной. 

И хотя оперетта шла в концертном варианте, совсем статичной назвать ее нельзя – певцы и танцевали, и перемещались по сцене, и даже использовали «инвентарь» (маски в сцене карнавала, шампанское, веревку в сцене казни философа и т.д.). Впрочем, как гласит либретто, здесь «никому не отвертеться от пения». Солисты продемонстрировали ярчайшие образы, заставив публику аплодировать после каждого монолога, дуэта и ансамбля. Стивен Шонди (Великобритания) показал Кандида как подлинно романтического лирического персонажа: возможно, в его голосе не хватало мощи, но точность интонирования и выразительность каждого звука достойны высокой оценки. Бродвейская певица Ким Крисвелл в образе эпатажной Старухи с панковским начесом привлекала внимание прежде всего талантом комической актрисы и потом уже своим эстрадным, мюзик-холльным вокалом. Датчанин Мортен Франк Ларсен (Панглос, он же Мартен) выглядел как самый настоящий философ-мудрец, но артистизм и перевоплощение в роль порой превалировали над вокалом. Но к кому невозможно было придраться, так это к исполнительнице партии Кунигунды – Дженнифер О`Лафлин, которая с легкостью и изяществом спела знаменитую арию «Glitter and Be Gay»,  бесстрашно преодолевая тесситурные изыски. Что касается второстепенных персонажей, в равной степени звучащих убедительно, то среди них выделялись Елена Горло (служанка Пакета) и Ярослав Петряник (Максимилиан/Капитан). Нельзя не похвалить и хор Академии хорового искусства имени Попова, чьи звонкие голоса во многом настраивали на тот самый оптимизм.

Джозеф Р. Олефирович в этот раз не станцевал, зато (очевидно, спонтанно) устроил забавный перформанс, надев Рассказчику на голову одно из украшений Кунигунды. Александр Олешко не растерялся и подыграл харизматичному дирижеру на камеру, но в целом не отходил от текста, зачитывая его в духе сценария очередного ток-шоу. Но кто действительно получал удовольствие от происходящего (по крайней мере так казалось) – это музыканты Российского национального оркестра. Особенно интересно было наблюдать, как контрабасисты покачивались в такт квазивенского вальса, а ударники смеялись над шутками либретто вместе с публикой. Завершилась эта всеобщая радость, как и положено в Америке, хеппи-эндом. Кандид и Кунигунда наконец поняли, что главное в мире – любовь, и теперь каждый будет делать то, что должно в этом лучшем из миров.  


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Зимний фестиваль искусств открывает новые имена и новые сочинения

Зимний фестиваль искусств открывает новые имена и новые сочинения

Марина Гайкович

На заключительном концерте состоятся три мировые премьеры

0
2205
Поэт Бесконечности

Поэт Бесконечности

Корнелия Орлова

«Моцарт и Сальери» в Центральном доме литераторов

0
1482
У нас

У нас

0
3399
Мировую премьеру Скрипичного концерта Владимира Горлинского уже сейчас можно назвать событием сезона

Мировую премьеру Скрипичного концерта Владимира Горлинского уже сейчас можно назвать событием сезона

Марина Гайкович

Сочинение написано по программе Союза композиторов "Ноты и квоты"

0
6278

Другие новости