0
4621
Газета Культура Печатная версия

02.08.2018 15:00:00

Борис Березовский: Хочу снять клип на "Миллион алых роз"

В интервью "НГ" музыкант пообещал заняться популяризацией фольклорной музыки

Тэги: музыка, фортепьяно, классика, фольклорная музыка, дети, обучение, борис березовский, интервью


музыка, фортепьяно, классика, фольклорная музыка, дети, обучение, борис березовский, интервью Фото Эмиля Матвеева

Знаменитый пианист, победитель конкурса им. Чайковского Борис БЕРЕЗОВСКИЙ рассказал журналисту Араму ТЕР-ГАЗАРЯНУ о любви к фольклору, минусах музыкального образования и о выборе между спокойной жизнью в Европе и новыми проектами в России.

Борис, вы сделали карьеру на пике интереса иностранцев к молодым музыкантам из СССР. Долгое время жили в Англии и Бельгии, но, оставаясь одним из самых востребованных пианистов в мире, все же вернулись в Россию.

– Ну, меня не во все страны зовут. В Испании я был с выступлением много лет назад, в Голландию тоже долгое время не приезжал. А вернулся, потому что надо жить там, где хорошо, где уютней и больше интересных людей. Выбирать именно для себя. Не думаю, что, продолжая оставаться в Бельгии, где у меня очень хороший дом, я жил бы так ярко и интересно. Находясь в России, я постоянно получаю стимулы к созданию чего-то нового: возникают идеи, появляются люди, которые интересуются и предлагают проекты. А европейская жизнь не для меня. В Бельгии все есть, но там слишком спокойно. Рядом с моим домом находится дом престарелых, и когда я прогуливался и видел этих несчастных старых людей, к которым дети приезжают в лучшем случае раз в году, мне становилось тоскливо. Однажды я подумал: «Неужели и меня это ждет?» И тогда мне стало ясно, что настал момент, когда надо срочно возвращаться в Россию. К тому же я очень люблю театры, всегда ходил на спектакли с огромным удовольствием. В Бельгии театров фактически нет. Во Франции театры довольно плохие, а английские театры хоть и замечательные, но это далеко, и к тому же я уже жил там. Лондон – это пройденный этап.

У вас был какой-то план действий?

– Нет. Просто переехал, завязались интересные знакомства, организовал фестиваль фольклорной музыки. И ведь как бы ты ни устроился в Европе, ты – чужой. Единственная страна, где нет чужих, – это США, но все эти эмигрантские разговоры из серии «а у нас так, а у них не так» очень тяжело слушать, и это не мое.

Почему именно фольклорная музыка?

– Потому что это исток всей музыки. Классики еще не было, но был фольклор. Это самый чистый источник всей музыки, которая существует. Люди, поющие свою народную музыку, не заинтересованы ни в славе, ни в деньгах. Так и должно быть. Понятно, что я сейчас говорю о настоящем фольклоре, который я очень люблю, а не о его имитации. Мне нравится музыка и слова. И в России множество прекрасных фолк-коллективов, я познакомился с очень хорошими музыкантами. Народная музыка органична, естественна. Посмотрите, например, на румынских исполнителей, которые так легко исполняют эти бешеные ритмы – им это передается на генетическом уровне.

Вы пытались адаптировать новую музыку, которую услышали, под классический формат?

– Идеи возникают, конечно. Например, я играл «Лезгинку» Сергея Ляпунова вместе с барабанами, когда была усилена ритмическая часть. Я стараюсь выходить из клише. И это был удачный опыт.

Тем не менее вы только что провели крупный фестиваль классики в Елабуге. Почему именно там?

– Мне кажется, что получился замечательный фестиваль. Елабуга – чудом сохранившийся за прошедшее столетие старый русский город, в котором есть музей Шишкина и печально известный дом Цветаевой. Фестиваль прошел на открытом воздухе. Репертуар был подобран совершенно разный, чтобы неподготовленный зритель мог познакомиться с различными направлениями классической музыки. Играл один из лучших камерных оркестров, коллектив под руководством очень талантливого дирижера и скрипача Игоря Лермана – удивительного человека, который с самого начала девяностых один, на голом энтузиазме создавал свой оркестр. При этом я хотел, чтобы менялись солисты: скрипач, пианист, виолончелист. В этом году в Елабугу приехали композитор Александр Чайковский, Юрий Башмет, прекрасный виолончелист и органист Александр Князев, скрипач Никита Борисоглебский, Сергей и Татьяна Никитины, а ведущим был Александр Гордон. 

А что еще, по вашему мнению, необходимо для популяризации классической музыки?

– Не знаю. Я вообще фанат народной музыки. Просто у меня так жизнь сложилась, что с детства посадили за инструмент, и как это бывает – через год привыкаешь, потом начинает нравиться, потом уже любишь дело, которым занят... Мне не нравится система обучения классической музыке. В ней очень много негатива – тут плохо играешь, это не так. Оценочная система проявляется, даже когда человек многого достиг и его творчество окружают либо восторги, либо жесткая критика. Такое отношение – типичный продукт классического воспитания. А в фольклоре этого нет – люди собираются вместе и получают удовольствие от музыки. В мире классической музыки многое построено на снобизме и деланой элитарности. А если убрать элитарность, что является данью культуре, то в действительности оказывается, что мало людей любит классическую музыку. Это видно, когда смотришь, как дети сидят на фольклорном фестивале – они чувствуют себя свободно и радуются происходящему на сцене, а на классическом концерте их заставляют сидеть тихо, смирно.

Вообще надо начинать обучение не с Баха или Моцарта, а с изучения родной музыки. Народная музыка разнообразна, она развивается, в ней есть многоголосие, полифония заложена изначально. И главное – в ней не снобизм и элитарность, обрекающие нас на скуку и мысли о том, что ты лучше других, а то истинное наслаждение, которое должна доставлять музыка. Я бы изменил подход к обучению в музыкальном образовании. Другое дело, что фольклор завалили псевдофольклором. Это создало впечатление, что народная музыка представляет собой что-то малопотребное, протухшее, как будто из старого шкафа достают какую-то истлевшую вещь. Но к настоящей народной музыке многие знаменитые ансамбли отношения почти не имеют. Практически все их песни были сочинены композиторами и поэтами-песенниками. Даже «Калинка-малинка» не является народной песней. Но никто не знает, что мелодия к песне «Миллион алых роз» является народной и исполняется казаками не одну сотню лет. И хотя это уже никому не докажешь, я все равно хочу снять клип на «Миллион алых роз». Мне кажется, что восстановление и популяризация настоящего фольклора – задача решаемая. И этим надо заниматься. У меня сейчас просто нет времени на то, чтобы сесть и хорошо подумать.

Вы как педагог полностью отошли от принятых методов обучения детей?

– У меня было только два ученика. Оба взрослые – студенты Академии имени Гнесиных, поэтому их уже сформировала наша система музыкального образования. Но мне понравилось преподавать. К сожалению, пришлось из-за нехватки времени уйти из академии и отказаться от педагогической деятельности.

Какие выступления у вас запланированы на ближайшее время?

– Франция и Италия. На фестивале в итальянском городе Пьетрасанта, где я являюсь руководителем, в этом году будут выступать наши фольклорные ансамбли.

Вы отказались от дирижеров во время своих выступлений с оркестром. Не возникало желания вернуться к общепринятой практике?

– Я считаю, что гораздо легче и приятнее играть без дирижера. Это мое личное мнение, не хочу никому навязывать эту позицию. Какой бы дирижер ни был, все равно я буду работать с оркестром напрямую.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Любовь и жизнь женщины по-авангардистски

Любовь и жизнь женщины по-авангардистски

Александр Матусевич

Музыкальный театр имени Наталии Сац отважился поставить "Четырех девушек" Эдисона Денисова

0
793
Драма на фоне слома времен

Драма на фоне слома времен

Вера Цветкова

В новом сериале "Дети перемен" разрушается страна – и разрушается семья

0
773
У нас

У нас

0
757
Генеральный директор Большого театра Беларуси: "С Россией мы стали дружить еще сильнее"

Генеральный директор Большого театра Беларуси: "С Россией мы стали дружить еще сильнее"

Александр Матусевич

Екатерина Дулова рассказала "НГ" о московском конкурсе вокалистов, культурном обмене между странами и сюжете для национальной оперы

0
2322

Другие новости