Фото Эмиля Матвеева
Знаменитый пианист, победитель конкурса им. Чайковского Борис БЕРЕЗОВСКИЙ рассказал журналисту Араму ТЕР-ГАЗАРЯНУ о любви к фольклору, минусах музыкального образования и о выборе между спокойной жизнью в Европе и новыми проектами в России.
– Борис, вы сделали карьеру на пике интереса иностранцев к молодым музыкантам из СССР. Долгое время жили в Англии и Бельгии, но, оставаясь одним из самых востребованных пианистов в мире, все же вернулись в Россию.
– Ну, меня не во все страны зовут. В Испании я был с выступлением много лет назад, в Голландию тоже долгое время не приезжал. А вернулся, потому что надо жить там, где хорошо, где уютней и больше интересных людей. Выбирать именно для себя. Не думаю, что, продолжая оставаться в Бельгии, где у меня очень хороший дом, я жил бы так ярко и интересно. Находясь в России, я постоянно получаю стимулы к созданию чего-то нового: возникают идеи, появляются люди, которые интересуются и предлагают проекты. А европейская жизнь не для меня. В Бельгии все есть, но там слишком спокойно. Рядом с моим домом находится дом престарелых, и когда я прогуливался и видел этих несчастных старых людей, к которым дети приезжают в лучшем случае раз в году, мне становилось тоскливо. Однажды я подумал: «Неужели и меня это ждет?» И тогда мне стало ясно, что настал момент, когда надо срочно возвращаться в Россию. К тому же я очень люблю театры, всегда ходил на спектакли с огромным удовольствием. В Бельгии театров фактически нет. Во Франции театры довольно плохие, а английские театры хоть и замечательные, но это далеко, и к тому же я уже жил там. Лондон – это пройденный этап.
– У вас был какой-то план действий?
– Нет. Просто переехал, завязались интересные знакомства, организовал фестиваль фольклорной музыки. И ведь как бы ты ни устроился в Европе, ты – чужой. Единственная страна, где нет чужих, – это США, но все эти эмигрантские разговоры из серии «а у нас так, а у них не так» очень тяжело слушать, и это не мое.
– Почему именно фольклорная музыка?
– Потому что это исток всей музыки. Классики еще не было, но был фольклор. Это самый чистый источник всей музыки, которая существует. Люди, поющие свою народную музыку, не заинтересованы ни в славе, ни в деньгах. Так и должно быть. Понятно, что я сейчас говорю о настоящем фольклоре, который я очень люблю, а не о его имитации. Мне нравится музыка и слова. И в России множество прекрасных фолк-коллективов, я познакомился с очень хорошими музыкантами. Народная музыка органична, естественна. Посмотрите, например, на румынских исполнителей, которые так легко исполняют эти бешеные ритмы – им это передается на генетическом уровне.
– Вы пытались адаптировать новую музыку, которую услышали, под классический формат?
– Идеи возникают, конечно. Например, я играл «Лезгинку» Сергея Ляпунова вместе с барабанами, когда была усилена ритмическая часть. Я стараюсь выходить из клише. И это был удачный опыт.
– Тем не менее вы только что провели крупный фестиваль классики в Елабуге. Почему именно там?
– Мне кажется, что получился замечательный фестиваль. Елабуга – чудом сохранившийся за прошедшее столетие старый русский город, в котором есть музей Шишкина и печально известный дом Цветаевой. Фестиваль прошел на открытом воздухе. Репертуар был подобран совершенно разный, чтобы неподготовленный зритель мог познакомиться с различными направлениями классической музыки. Играл один из лучших камерных оркестров, коллектив под руководством очень талантливого дирижера и скрипача Игоря Лермана – удивительного человека, который с самого начала девяностых один, на голом энтузиазме создавал свой оркестр. При этом я хотел, чтобы менялись солисты: скрипач, пианист, виолончелист. В этом году в Елабугу приехали композитор Александр Чайковский, Юрий Башмет, прекрасный виолончелист и органист Александр Князев, скрипач Никита Борисоглебский, Сергей и Татьяна Никитины, а ведущим был Александр Гордон.
– А что еще, по вашему мнению, необходимо для популяризации классической музыки?
– Не знаю. Я вообще фанат народной музыки. Просто у меня так жизнь сложилась, что с детства посадили за инструмент, и как это бывает – через год привыкаешь, потом начинает нравиться, потом уже любишь дело, которым занят... Мне не нравится система обучения классической музыке. В ней очень много негатива – тут плохо играешь, это не так. Оценочная система проявляется, даже когда человек многого достиг и его творчество окружают либо восторги, либо жесткая критика. Такое отношение – типичный продукт классического воспитания. А в фольклоре этого нет – люди собираются вместе и получают удовольствие от музыки. В мире классической музыки многое построено на снобизме и деланой элитарности. А если убрать элитарность, что является данью культуре, то в действительности оказывается, что мало людей любит классическую музыку. Это видно, когда смотришь, как дети сидят на фольклорном фестивале – они чувствуют себя свободно и радуются происходящему на сцене, а на классическом концерте их заставляют сидеть тихо, смирно.
Вообще надо начинать обучение не с Баха или Моцарта, а с изучения родной музыки. Народная музыка разнообразна, она развивается, в ней есть многоголосие, полифония заложена изначально. И главное – в ней не снобизм и элитарность, обрекающие нас на скуку и мысли о том, что ты лучше других, а то истинное наслаждение, которое должна доставлять музыка. Я бы изменил подход к обучению в музыкальном образовании. Другое дело, что фольклор завалили псевдофольклором. Это создало впечатление, что народная музыка представляет собой что-то малопотребное, протухшее, как будто из старого шкафа достают какую-то истлевшую вещь. Но к настоящей народной музыке многие знаменитые ансамбли отношения почти не имеют. Практически все их песни были сочинены композиторами и поэтами-песенниками. Даже «Калинка-малинка» не является народной песней. Но никто не знает, что мелодия к песне «Миллион алых роз» является народной и исполняется казаками не одну сотню лет. И хотя это уже никому не докажешь, я все равно хочу снять клип на «Миллион алых роз». Мне кажется, что восстановление и популяризация настоящего фольклора – задача решаемая. И этим надо заниматься. У меня сейчас просто нет времени на то, чтобы сесть и хорошо подумать.
– Вы как педагог полностью отошли от принятых методов обучения детей?
– У меня было только два ученика. Оба взрослые – студенты Академии имени Гнесиных, поэтому их уже сформировала наша система музыкального образования. Но мне понравилось преподавать. К сожалению, пришлось из-за нехватки времени уйти из академии и отказаться от педагогической деятельности.
– Какие выступления у вас запланированы на ближайшее время?
– Франция и Италия. На фестивале в итальянском городе Пьетрасанта, где я являюсь руководителем, в этом году будут выступать наши фольклорные ансамбли.
– Вы отказались от дирижеров во время своих выступлений с оркестром. Не возникало желания вернуться к общепринятой практике?
– Я считаю, что гораздо легче и приятнее играть без дирижера. Это мое личное мнение, не хочу никому навязывать эту позицию. Какой бы дирижер ни был, все равно я буду работать с оркестром напрямую.
комментарии(0)