Фото со страницы Саратовской областной филармонии имени А.Шнитке в Facebook
IV Международный конкурс виолончелистов имени Святослава Кнушевицкого стал самым масштабным в своей истории. Прослушивания участников, выставки, концерты, мастер-классы, прошедшие в Саратовской филармонии представили срез современного виолончельного искусства.
Наш конкурс – единственный в своем роде, так как проводится только по специальности «Виолончель». Мы даем возможность музыкантам проявить талант и почувствовать себя частью единой виолончельной школы, - рассказал «НГ» директор форума Сергей Усанов.
Стартуя в четвертый раз, конкурс непрерывно расширяет горизонты. Родившись из региональных соревнований, с 2012 года он заявил о себе как о международном, а в этом году - собрал более 80 заявок из 11 стран. К радости руководства, жюри и публики, растет не только количество участников конкурса, но и их профессиональный уровень.
- На прошлом состязании был явный лидер, который выделялся из общей массы. В этом году, напротив, возрос средний уровень конкурсантов, - отметил председатель жюри Игорь Гаврыш.
Одной из задач конкурса организаторы и судьи называют развитие отетечественной музыкальной культуры. В Саратовской филармонии им. Альфреда Шнитке открылась выставка, посвященная виолончельному искусству в России. Легендарные артисты - Александр Вержбилович, Святослав Кнушевицкий, Наталья Шаховская, Виктор Кубацкий, Александр Князев внимательно смотрят в зал с фотографий, словно наблюдая за соревнованием.
- Конкурс имени Кнушевицкого продолжает традиции русской исполнительской школы. Он чтит преемственность поколений и составляет лицо отечественной культуры, - сообщил один из членов жюри Юрий Семенов.
В этом году международное жюри расширило географию и профессиональную специализацию. Помимо виолончелистов – Игоря Гаврыша, Владимира Тонха, Кирилла Родина и других – выступления артистов судили пианист Якоб Богаарт, дирижер Жан Монтес, импрессарио Гуидо Риччи. Такое распределение, несомненно, пошло на пользу состязанию, обеспечив многоплановый взгляд на конкурсантов.
- Изюминка нашего жюри – в его универсальности. Мы пригласили не только виолончелистов, но и музыкантов других специальностей, чтобы с разных сторон оценить исполнителей, - объяснил «НГ» Сергей Усанов.
В рамках форума члены жюри дали открытые мастер-классы участникам соревнования. А по окончании конкурса вместе с ними посетили родину Кнушевицкого - Петровск, где провели показательные уроки для студентов колледжа искусств имени виолончелиста.
- Работать с ребятами интересно и необходимо, ведь далеко не все написано в нотах произведения. С одним конкурсантом я занимался сонатой Шостаковича. В ней много деталей, работа буквально поглотила нас, - поделился впечатлениями от мастер-класса Владимир Тонха.
Несмотря на приоритет отечественной школы, о котором говорило жюри, призовые места с российскими музыкантами разделили участники других стран. Особо отличились представители Китая. В младшей группе обладателями первой премии стали Намиса Сун и украинец Арсений Ставицкий. Вторую премию жюри присудило Даниилу Никонову и Ван Ясэнь. Третью премию поделили между собой Андрей Микрюков и Чжэн Си.
На третьем туре старшей группы конкурсантов награды распределились между музыкантами России, Беларуси, Татарстана и Казахстана. Первую премию завоевал студент Российской Академии музыки им. Гнесиных Давид Ежов. Артист поразил публику и жюри яркой интерпретацией концерта Элгара, объединившей филигранную технику, выразительную кантилену и открытую манеру высказывания. Столь же тепло было принято выступление белоруса Михаила Махнача. На заключительном этапе конкурса он исполнил концерт Сен-Санса и стал одним из обладателей третьей премии.
Нешуточная борьба разразилась между Камилем Мухаметдиевым и Алдангором Раббани, игравшими в финальном туре Вариации на тему рококо Чайковского. Рафинированному исполнению первого виолончелиста второй противопоставил страстную импровизационную трактовку Вариаций. В итоге, Мухаметдинову жюри присудило серебряную медаль. Раббани получил бронзу.
Саратов - Москва
комментарии(0)