Фото со страницы Айдара Халима в ВКонтакте
Непростые 50 лет творческого пути татарского писателя Айдара Халима начались, казалось бы, неприметно: отложив в сторону метлу дворника и работу сторожа в детском саду, урожденный Борис Халимов (настоящее имя) принял в руки диплом факультета журналистики и ступил на неблагодарную зачастую стезю журналиста, писателя и драматурга, не оставляя, впрочем, и рабочих специальностей. Теперь же, отмечая 50-летний юбилей творческой деятельности, писатель вправе считать себя одним из самых ярких и противоречивых деятелей как татарского народа, так и всей России.
Победа принадлежит всем народам
Впрочем, еще до получения диплома, Халимов публиковал стихи; известность, во многом неоднозначную, он получил благодаря критике национальной политики Советского Союза (а после и Российской Федерации) в отношении татарского народа.
Были и увольнения, и запреты на печать – тогда пришлось работать плотником, но своего истинного призвания Халимов никогда не забывал.
Сегодня, благодаря его книге «Татарский воин», мы знаем истинную историю водружения Знамени Победы над немецким Рейхстагом – автор «Татар солдаты» (татарск.) рассказал России о башкирском татарине сержанте Газетдине Загитове, в наградном листе которого ясно сказано: именно Гази первым установил победное знамя на крыше немецкого парламента, и случилось это 30 апреля 1945 года.
Едва ли можно сказать, что Айдар Халим указывает на несправедливость – лавры-то получили другие бойцы! Однако он, скорее, восстанавливает истину: просто в далеком 45-ом каждый из народов России водрузил свое Знамя Победы над куполом Рейхстага.
Один из ключевых эпизодов Великой Отечественной войны получил новое прочтение еще 30 лет назад благодаря работе поисковиков Татарстана и Башкортостана, а Халим, подтверждая свои слова данными архивов и свидетельствами очевидцев, уже в наши дни вынес эти факты в поле широкой общественной дискуссии.
И пускай «Татар солдаты» получила широкую известность благодаря, с позволения сказать, «жареному» спору о первенстве знаменосцев, книга воспевает общую Победу народов над фашизмом, утверждая наднациональные опоры советского и российского общества.
Поющий песнь татар
В судьбе Айдара Халима – судьба всех наций, раскиданных после развала Союза по своим «закуткам». Сложные 90-е годы и сопережевание судьбам татар радикализовали взгляды Халима, его политическая публицистика вызвала отторжение у значительной части российского общества. Но «выздоравливала» страна, и позиция автора эволюционировала от щекотливых крайностей до, фактически, полного признания политики Владимира Путина.
И называть Айдара Халима родоначальником радикальных идей в корне неверно: писатель лишь служил «певцом» своего народа, пропуская сквозь себя и отражая настроения татар, которые в 90-х, как и другие, старались в непроглядной темноте нащупать ориентиры будущего, скрытые за болезненными терзаниями России тех лет.
Так, от неоднозначных памфлетов «Убить империю», «Этот непобедимый чеченец» на тему первой чеченской войны, Халим приходит к пониманию эффективности нынешней политики укрепления мира в многонациональной России.
Как известно, негативная реакция – самая яркая, к сожалению, тот протест и разочарование, что испытало российское общество от его былых трудов, крепко отпечатались в русском сознании. Однако в отношении к Халиму, да и к любому творческому человеку, всегда следует помнить: отражая в своих трудах настроения общества, типажи и характеры людей, творец становится лишь летописцем своего времени – а уж оно и впрямь оказалось непростым.
Драма Халима
Политика и публицистика, ставшие «визитной карточкой» Айдара Халима, далеко на главное в творчестве писателя и драматурга.
Первое стихотворение родилось в пятнадцать, а к сорока пяти годам писатель издал пятнадцать книг на башкирском и русском языках. Сегодня Халиму семьдесят шесть, по его пьесам поставлены спектакли в Башкирском академическом театре драмы, он автор стихов и песен, а кинодрама «Трехногая кобыла» по его автобиографической повести завоевала приз на Казанском фестивале мусульманских фильмов «Золотой Минбар».
Одноименная повесть Айдара Халима рассказывает о событиях 1948 года – деревенский мальчик Кабир вместе с хромой кобылой по кличке Бамбук отправляются спасать мать Кабира Санию, вдову фронтовика. Ее оговорил бригадир, отвергнутый Санией. Трудности на пути заставляют мальчика и животное словно слиться в единое целое, демонстрируя сверхидею единства человека и природы. Ну а критики видят в драме судьбу народа, который без надежной опоры бредет словно хромая лошадь, ведомая наивным ребенком.
И, похоже, это и в самом деле отражает взгляд писателя на единственную в его жизни любовь – татарский народ, в сознании которого Айдар Халим всегда остается ярким интеллектуалом и авторитетом, имеющим собственный взгляд на жизнь, уже полвека играющий еще одной краской в мозаике многонациональной России.
комментарии(0)