0
3248
Газета Культура Интернет-версия

21.05.2018 11:31:00

Знамя Победы татарского народа

Все судьбы страны в одном юбилее


Фото со страницы Айдара Халима в ВКонтакте

Непростые 50 лет творческого пути татарского писателя Айдара Халима начались, казалось бы, неприметно: отложив в сторону метлу дворника и работу сторожа в детском саду, урожденный Борис Халимов (настоящее имя) принял в руки диплом факультета журналистики и ступил на неблагодарную зачастую стезю журналиста, писателя и драматурга, не оставляя, впрочем, и рабочих специальностей. Теперь же, отмечая 50-летний юбилей творческой деятельности, писатель вправе считать себя одним из самых ярких и противоречивых деятелей как татарского народа, так и всей России.

Победа принадлежит всем народам

Впрочем, еще до получения диплома, Халимов публиковал стихи; известность, во многом неоднозначную, он получил благодаря критике национальной политики Советского Союза (а после и Российской Федерации) в отношении татарского народа.

Были и увольнения, и запреты на печать – тогда пришлось работать плотником, но своего истинного призвания Халимов никогда не забывал.

Сегодня, благодаря его книге «Татарский воин», мы знаем истинную историю водружения Знамени Победы над немецким Рейхстагом – автор «Татар солдаты» (татарск.) рассказал России о башкирском татарине сержанте Газетдине Загитове, в наградном листе которого ясно сказано: именно Гази первым установил победное знамя на крыше немецкого парламента, и случилось это 30 апреля 1945 года.

Едва ли можно сказать, что Айдар Халим указывает на несправедливость – лавры-то получили другие бойцы! Однако он, скорее, восстанавливает истину: просто в далеком 45-ом каждый из народов России водрузил свое Знамя Победы над куполом Рейхстага.

Один из ключевых эпизодов Великой Отечественной войны получил новое прочтение еще 30 лет назад благодаря работе поисковиков Татарстана и Башкортостана, а Халим, подтверждая свои слова данными архивов и свидетельствами очевидцев, уже в наши дни вынес эти факты в поле широкой общественной дискуссии.

И пускай «Татар солдаты» получила широкую известность благодаря, с позволения сказать, «жареному» спору о первенстве знаменосцев, книга воспевает общую Победу народов над фашизмом, утверждая наднациональные опоры советского и российского общества.

Поющий песнь татар

В судьбе Айдара Халима – судьба всех наций, раскиданных после развала Союза по своим «закуткам». Сложные 90-е годы и сопережевание судьбам татар радикализовали взгляды Халима, его политическая публицистика вызвала отторжение у значительной части российского общества. Но «выздоравливала» страна, и позиция автора эволюционировала от щекотливых крайностей до, фактически, полного признания политики Владимира Путина.

И называть Айдара Халима родоначальником радикальных идей в корне неверно: писатель лишь служил «певцом» своего народа, пропуская сквозь себя и отражая настроения татар, которые в 90-х, как и другие, старались в непроглядной темноте нащупать ориентиры будущего, скрытые за болезненными терзаниями России тех лет.

Так, от неоднозначных памфлетов «Убить империю», «Этот непобедимый чеченец» на тему первой чеченской войны, Халим приходит к пониманию эффективности нынешней политики укрепления мира в многонациональной России.

Как известно, негативная реакция – самая яркая, к сожалению, тот протест и разочарование, что испытало российское общество от его былых трудов, крепко отпечатались в русском сознании. Однако в отношении к Халиму, да и к любому творческому человеку, всегда следует помнить: отражая в своих трудах настроения общества, типажи и характеры людей, творец становится лишь летописцем своего времени – а уж оно и впрямь оказалось непростым.

Драма Халима

Политика и публицистика, ставшие «визитной карточкой» Айдара Халима, далеко на главное в творчестве писателя и драматурга.

Первое стихотворение родилось в пятнадцать, а к сорока пяти годам писатель издал пятнадцать книг на башкирском и русском языках. Сегодня Халиму семьдесят шесть, по его пьесам поставлены спектакли в Башкирском академическом театре драмы, он автор стихов и песен, а кинодрама «Трехногая кобыла» по его автобиографической повести завоевала приз на Казанском фестивале мусульманских фильмов «Золотой Минбар».

Одноименная повесть Айдара Халима рассказывает о событиях 1948 года – деревенский мальчик Кабир вместе с хромой кобылой по кличке Бамбук отправляются спасать мать Кабира Санию, вдову фронтовика. Ее оговорил бригадир, отвергнутый Санией. Трудности на пути заставляют мальчика и животное словно слиться в единое целое, демонстрируя сверхидею единства человека и природы. Ну а критики видят в драме судьбу народа, который без надежной опоры бредет словно хромая лошадь, ведомая наивным ребенком.

И, похоже, это и в самом деле отражает взгляд писателя на единственную в его жизни любовь – татарский народ, в сознании которого Айдар Халим всегда остается ярким интеллектуалом и авторитетом, имеющим собственный взгляд на жизнь, уже полвека играющий еще одной краской в мозаике многонациональной России. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
1327
Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

0
855
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
1601
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1559

Другие новости