0
3511
Газета Культура Печатная версия

14.05.2018 00:01:00

В басовом ключе

Первый международный музыкальный фестиваль Ильдара Абдразакова прошел на родине певца в Уфе

Тэги: музыкальный фестиваль, ильдар абдразаков

Полная On-Line версия

музыкальный фестиваль, ильдар абдразаков Ильдара Абдразакова сравнивают с самим Шаляпиным. Фото Айбулата Акбутина предоставлено организаторами фестиваля

Всемирно известного 41-летнего баса Ильдара Абдразакова знают, любят и ждут на родине, им там гордятся. Примерно с тем же нетерпением ждут его и в Париже, и в Нью-Йорке, и в Санкт-Петербурге. Именно по причине выстраивания удобного графика долгожданный «именной» фестиваль народного любимца не начинался так долго. А казалось бы, при том статусе, который есть сегодня у Абдразакова в мире оперы, при том количестве видных друзей ему, казалось, ничего не стоит лишь щелкнуть пальцем, чтобы собрать тех, кого хотелось бы увидеть и услышать там, где родился – познакомить с публикой любимого города.

В этом смысле Первый фестиваль вышел больше похожим на «предвечерие» – многообещающий аперитив, для которого те самые звездные друзья - Хибла Герзмава, Роберто Аланья с Александрой Кужак, Рамон Варгас, Роландо Вильясон - прислали восторженные видеопоздравления с новорожденным, пожелав ему успехов. Три концерта Первого фестиваля безоговорочно стали тремя счастливыми праздничными днями, которые певец подарил Башкортостану, а вместе с ним – и миру.

Открыть новый форум искусств большому свету – одна из стратегических задач его инициатора и художественного руководителя: «Я надеюсь, что мой фестиваль станет продолжением традиции поддержки молодых талантов и площадкой для обмена с ведущими музыкальными столицами мира», – заявил Ильдар в официальном фестивальном буклете. Что говорить: Ильдар сегодня и сам без лишних вводных – воплощение международности. Он синтезировал традиции башкирской природы, итальянского бельканто и петербургской культуры. Богатейший тембр в сочетании с техникой пения, прочную основу которой навсегда дала ему в Уфе его педагог Миляуша Муртазина, соединился в нем с мощными психофизическими данными – сокрушительным обаянием и высочайшей витальностью, позволяющей с легкостью завоевывать сердца тысяч слушателей. Его голос всегда звучал безупречно – с Первого конкурса молодых певцов Елены Образцовой, на котором он получил Гран-при. Можно лишь изумляться как прекрасен и силен он на протяжении всего диапазона. От фирменно-манифестно басового, на чем зиждется философия его колоритных героев до баритонового, в котором эти герои способны исповедоваться или пронзительно, на разрыв души объясняться в любви.

Проще всего сравнить его, конечно же, с феноменом Федора Шаляпина, который, к слову, оставил свой след в истории музыкальной культуры Уфы, где совершал свои первые шаги в оперной карьере. Но Ильдар – певец своего времени с другими возможностями, перспективами и обстоятельствами. Две этих оперных величины легко можно сравнить с марками автомобилей: дорогого роскошного ретро и последней марки автомобиля класса люкс. Тем, кто знает Ильдара по европейским сценам, стоило побывать на его родине, чтобы понять природу его победительного таланта, не ведающего сложностей и преград. Оказаться у гигантского конного памятника национальному герою Салавату Юлаеву, сподвижнику Емельяна Пугачева. Среди европейских и американских басов трудно найти равных ему по идеальному сочетанию исполнительских качеств. А потому он – желанный, фактически ежегодный участник и Зальцбургского фестиваля, и тот, без кого не планируют сезон в Метрополитен Опера и парижской Опера Бастий, не говоря о Мариинском театре, где он в связи с повышенной востребованностью стал появляться реже. Ильдар принял участие в каждом из трех концертов.

Концерт открытия прошел в Башкирском театре оперы и балета и волей-неволей стал музыкальным портретом башкирского баса. В его сценарии нашлось место всему: и опере, и эстраде, и юмору, и слезам. Национальный оркестр республики Башкортостан под управлением Раушана Якупова открыл концерт увертюрой к «Набукко» Верди, задав итальянский тон событию. После нее вступил в свои права страдающий король Филипп II из «Дон Карлоса» Верди в безупречном исполнении Ильдара Абдразакова. Явно неакадемичную линию с большим успехом наметили баянист-виртуоз Айдар Гайнуллин и виолончелист Борислав Струлев. Впрочем, именно виолончель Борислава составила проникновенный дуэт в упомянутой арии Филиппа. Он же оказался незаменим в дуэте знаменитейшей «Элегии» Массне, которую Ильдар пел, вспоминая ушедших друзей и близких, всплывавших на экране. Среди них были и Дмитрий Хворостовский, и Ирина Архипова, и Елена Образцова, и любимый отец Амир Абдразаков, память которого чтут в Уфе не только как актера и режиссера, но и организатора и первого директора киностудии «Башкортостан».

На неаполитанскую песню Occhi di fata Луиджи Денцы Ильдар вышел с охапкой алых роз, которую преподнес маме. А на бис он исполнил задорную лирическую песню на башкирском «Ай был-былым» («Ах, мой соловей»). Во втором благотворительном концерте (средства пошли в образовательный фонд «Мархамат») на площадке концертного зала «Башкортостан» певец предстал в окружении своих уфимских друзей и однокашников по училищу – сопрано Ларисы Ахметовой и баритона Владимира Копытова. Рядом с ними красиво смотрелись представители нового поколения солистов Башкирской оперы – тенор Идель Аралбаев и сопрано Диляра Идрисова, также ученица Миляуши Муртазиной, которая своей феноменальной виртуозностью уверенно завоевывает европейские сцены в барочном репертуаре.

Трогательно было видеть, как преподносит букет своей внучке бабушка Диляры, которая в свое время была солисткой этого театра. В этом же концерте выступил коллега башкирского баса по Мариинской сцене – лирический тенор Сергей Скороходов, которого слушали затаив дыхание. На концерте закрытия он был удостоен звания Заслуженного артиста республики Башкортостан. Третий концерт стал щедрым подарком молодому баритону Салавату Киекбаеву, которого Ильдар выбрал на мастер-классе в Уфимском институте искусств имени Загира Исмагилова. Салават спел башкирскую песню «Кахым туря» под аккомпанемент национального инструмента – курая.

В заключительном концерте были представлены и студенты петербургской Международной академии музыки Елены Образцовой – сопрано Алена Соболевская и баритон Гамид Абдулов. В нем же международный статус блистательно поддержала итальянка Сперанца Скапуччи – дирижер Королевской оперы Льежа, известная и как ассистентка Риккардо Мути. А главной новостью под занавес Первого фестиваля стало известие о том, что в следующем году Ильдар Абдразаков впервые выступит в роли режиссера оперы «Аттила» Верди, где выйдет в титульной роли.

Уфа–Санкт-Петербург


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Другие новости