Фото предоставлено пресс-службой THE ART NEWSPAPER RUSSIA
В прошлые годы премию вручали в Манеже. На этот раз площадку пришлось сменить: Манеж готовили для президентского Послания Федеральному собранию. В Гостином дворе ставившие церемонию награждения Алексей Агранович, Кирилл Преображенский и Анна Наумова разыграли картину метафорическую – вокзал, а потом расходящиеся в неизвестных направлениях среди снега поезда.
Премия Art Newspaper Russia – частная инициатива, выбор редакции. И, открывая церемонию, главный редактор издания Милена Орлова сказала, что совершенно уверена – не все согласятся с их выбором, но она предлагает рассматривать это как повод вспомнить прошедшие за год события.
Традиционно в пяти номинациях – «Выставка года», «Музей года», «Реставрация года», «Книга года» и «Личный вклад» – победители получают придуманную скульптором Сергеем Шеховцовым статуэтку с изображением Биг-Бена и кремлевской Спасской башни, они перекрещиваются подобно стрелкам часов – или, по словам Милены Орловой, подобно букве V–victory. «Выставкой года» в этот раз сочли «Октябрь» Цая Гоцяна, посвящение 100-летию революции, показанное осенью в Пушкинском музее. Лирический, но довольно простой проект обошел конкурентов по шорт-листу – устроенную в лондонской Королевской академии художеств выставку «Революция. Русское искусство 1917–1932 годов» и IV Уральскую индустриальную биеннале современного искусства...
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова, получая награду в категории «Музей года», сказала, что для ее команды особенно важно, что их отметили за 2017 год. Не за 2016-й, когда заканчивалась рекордная ретроспектива Серова, когда прошла рекордная же ретроспектива Айвазовского и когда у них гастролировало собрание Музеев Ватикана. А именно за 2017-й, когда, помимо выставок «Оттепель», «Некто 1917» и ретроспективы Лисицкого (устроенной на площадках Еврейского музея и ГТГ), сделали ребрендинг Третьяковки, разрабатывали концепцию реконструкции Новой Третьяковки на Крымском Валу, когда усилиями дарителей начали пополнять собрание произведений искусства XX–XXI веков, разрабатывали концепцию создания мемориального Музея Третьяковых – и в преддверии разработки концепции музея, посвященного частному собирательству. По словам директора, за 2017-й Третьяковская галерея приняла 2 млн посетителей.
В номинации «Реставрация года» отметили Государственный научно-исследовательский институт реставрации за восстановление аллегорической композиции на шелке «Апофеоз царствования Анны Иоанновны» из Исторического музея. Аллегория повествует о русско-турецкой войне, и хотя, как говорили на церемонии, потом царствование императрицы подвергалось и критике – «не время говорить о геополитике, репрессиях. Сейчас время «Апофеоза»...» Сегодня эти слова, увы, актуальны. И на церемонии награждения, когда всех номинантов и победителей представляли как пассажиров тех самых поездов, следующих неизвестно куда, – актуальны тоже. Страна с непредсказуемым прошлым и предсказуемым будущим...
«Книгой года» назвали издание Йельского университета «Русский холст. Живопись в императорской России в 1757–1881», и автора Розалинд Блейксли наградили «За первый столь подробный рассказ о хрестоматийных русских художниках на английском языке». Забирая статуэтку, исследователь говорила о том, что, по ее мнению, русская культура – это история любви. «Это – суть» в ее произношении невольно напомнило «суд» – то, что слышит ухо в условиях сегодняшних российских процессов.
За «Личный вклад» в этот раз получил признание основатель Института русского реалистического искусства (ИРРИ) Алексей Ананьев. Вместе с Третьяковкой и одной крупной страховой компанией ИРРИ за три месяца подготовил передвижную – с маршрутом от Калининграда до Владивостока – выставку «Окна в Россию. Шедевры семи поколений». Благодаря за награду, Ананьев вспомнил, что предыдущие пять лет был в шорт-листе – и вот на 6-й раз стал лауреатом. В этой премиальной номинации конкурентами Алексея Ананьева были коллекционеры Тамаз и Ивета Манашеровы, основатели центра современного искусства «Винзавод» Софья и Роман Троценко, основатель и гендиректор Музея Анатолия Зверева Наталия Опалева и основатель фонда «Виктория – искусство быть современным» (V-A-C) Леонид Михельсон.
Веничка Ерофеев, опера XVIII века, «Полюшко-поле» на китайском языке и современная музыка... много чего еще – на церемонии век нынешний и век минувший соединили в коллаж. Он – тоже часть поезда, что в занесенном снегом пейзаже стучит колесами и идет в каком-то направлении...
комментарии(0)