Фрагмент выставки «Зимний дворец и Эрмитаж в 1917 году». Фото с сайта www.hermitagemuseum.org
О 100-летии революции, особенно в порядке обратной перспективы 2017–1917 годов, странно говорить «отмечать». Все-таки вспоминать или (пере)осмысливать. Посвященных этой дате выставок было много. Некоторые из них тему революции пытаются вернуть к исторической перспективе.
Средоточием воспоминаний о революции, естественно, стал Эрмитаж. В рамках революционного проекта «Штурм Зимнего» главной стала выставка «Зимний дворец и Эрмитаж в 1917 году. История создавалась здесь». В парадных залах дворца экспозиция говорила об Истории, представляя факты-свидетельства. Лучшая позиция в отношении противоречивого времени. (Куратор экспозиции Елена Соломаха – автор книг о распродажах, что устроят эрмитажным ценностям большевики.)
Захват власти Ленин планировал одновременно в обеих столицах. Москва вспоминала революцию по-своему. Сходный, основанный на работе с фактами подход избрали в Третьяковке, но сосредоточившись на материале истории искусства. Выставка «Некто 1917» – попытка собрать произведения, созданные в близкие к революционному годы, то есть опять-таки свидетельства времени и того, что на самом деле интересовало тогда художников. Это и напоминание о том, что популярная тема про авангард и революцию – красивое клише: главные изобретения в искусстве были сделаны до 1917-го.
Современное искусство революционную «повестку» словно предпочло не замечать. Тут было два крупных события. Классик современности Ансельм Кифер в Эрмитаже принес оммаж Велимиру Хлебникову. Пушкинский же музей позвал модного китайского художника Цая Гоцяна. Его «Октябрь» встречал зрителя аллеей желтеющих березок и холмом детских кроваток. Поэтичная метафора внутри музея продолжилась галереей зрелищных, но банальных мыслей.
Историческую перспективу показали на не привязанных к «датскому» году выставках. Это и вторая часть проекта Андрея Сарабьянова «До востребования» в Еврейском музее, в фокусе внимания которой были работы – и судьбы – авангардистов с 1917 до 1932-го. Это и «Сокровища Нукуса» в ГМИИ, где был и авангард, спасенный в советское время. Одной из сквозных тем оказались часто трагические пути художников.