0
2140
Газета Культура Интернет-версия

25.10.2017 00:01:00

Карнавал не знает правил

Тэги: театр, фабр, россия, фестиваль, москва


театр, фабр, россия, фестиваль, москва Фантазийность визуального мышления свойственна режиссеру. Фото с сайта www.territoryfest.ru

Последний раз работу Яна Фабра в России можно было увидеть в Санкт-Петербурге. Это была выставка «Рыцарь отчаяния/Воин красоты» в Эрмитаже, быстро снискавшая скандальную славу. В этом году до Москвы на фестиваль-школу «Территория» впервые доехала его премьерная театральная работа с труппой музыкантов и перформеров «Трубляйн». «Бельгийские правила/Бельгия правит» – четырехчасовой без минуты перерыва театральный марафон (художественный манифест, масштабная акция, страноведческая энциклопедия на пяти языках – и еще множество определений можно употребить к произведению, выпадающему за рамки жанров, правил, условностей).

Пока зрители интеллигентно рассаживаются в зале, на авансцене взмокший толстяк пьет пиво. Смачно открывает бутылку – одну за другой, благо рядом целый ящик, – если пиво проливается на грудь, не беда. Остатки можно вообще вылить на голову. Еще рыгнуть, плюхнуться за кулису, окончательно вывалить свой живот, не вмещающийся в штаны, на обозрение публики. Кажется, Фабр делает все, чтобы спровоцировать рафинированных зрителей еще до начала зрелища, или предупреждает – оно будет на грани фола. Парень перед занавесом – композитор и музыкант Эндрю Ван Остаде, музыкальный соавтор спектакля – под его забойные электронные ритмы хочется танцевать вместе с артистами. А также исполнитель не одной острой роли – от бельгийского ежа, этакого сквозного рассказчика-манифестатора, до виртуозного барабанщика и бравого рэпера.

Главное, что отличает уникальную режиссуру Фабра, – это гиперреалистичный способ существования артистов на сцене. Объект художественного исследования – тело человека, и, чтобы увидеть его во всех жизненных проявлениях, Фабр убирает те границы, которые обычно разделяют в искусстве условное от безусловного. «Бельгийские правила» перформеры «зубрят», словно записывая на память тела. Совершая физкультурные упражнения, они выкрикивают десятки смешных и абсурдных (а именно такие и существуют, оказывается, в социальной жизни Бельгии) местечковых законов: «Нельзя звонить в дверь и убегать», «нельзя останавливаться, скатываясь с водной горки»... То поднимая ящики с пивом, как гантели, то устраивая забег со скелетом на спине, в режиме реального времени показательно приводя тело в измененное физиологическое состояние. Повторяя раз за разом правила, заставляя зал смеяться, а затем вдумываться и вслушиваться в негласные установки, они доводят себя до изнеможения, обливаются потом, но запивают усталость любимым пивом и закусывают родным шоколадом.

Сюжет «Бельгийских правил» окончательно вырисовывается лишь к финалу, своей антирациональной композицией напоминая сюрреалистический сон-нагромождение. Наверное, так бы увидел психоаналитик сновидения настоящих художников. Образы наслаиваются, дробятся, перерождаются и в то же время проистекают из очень конкретных художественных структур. Фабр переводит на язык театра язык живописи – главы спектакля, ведущие от Средневековья к нашему времени, обозначены по именам известных художников бельгийского происхождения, в корне изменивших мировое искусство. Фламандское Возрождение Яна ван Эйка, обнаженное барокко Рубенса, порнократический декаданс Филисьена Ропса, экспрессионизм Джеймса Энсора, сюрреализм Магритта. Фабр буквально сводит персонажей с полотен на сцену (постготическую королевскую чету, рубенсовских женщин, чья белоснежная кожа и мягкое очертание грудей сливается с мехами, садомазохистский арсенал «розовых балетов», как в Бельгии называли буржуазные оргии, раскрашенную краской небесного цвета «писающую девушку», толпу однотипных котелков и пиджаков etc.). Причем тексты (автор – Йохан де Боос), так или иначе описывающие культуру и быт королевства, мировоззрение его жителей, которые произносят актеры, хотя местами и познавательны, и забавны, но не так важны, как зримые образы, сюжетно перетекающие, содрогающиеся в танцевальных конвульсиях, фантазийно-неугомонные.

Мировые ожившие шедевры тут же затмевает местный фольклор, яростно кипучий и столь же телесный. Фабр выводит на подмостки все существующие в небольшой Бельгии карнавалы, одни названия которых завораживают (в программке отдельное место отдано глоссарию): Блан Муси из Ставло, танец горбунов Жилей из Бинша, Гагетты из Мальмеди, Нуаро из Брюсселя, Геельские каменщики, «Парад грязных хлюпиков» из Алста. Как и положено истинным народным карнавалам, это не только разноцветные костюмы, украшенные высокими перьями и изображениями гербов, но и пародийные символы – одеяния, напоминающие монашескую мантию, гигантские красные носы и приставленные к гениталиям шары. Танцевальными, своего рода историческим эпизодами прошит весь спектакль, где правит визуальный театр. Не случайно премьера состоялась на венском фестивале современного танца и перформанса Impulstanz. Труппа «Трубляйн» – отменные танцовщики, их тела готовы принять любой ритм и стиль движений (особенно стоит отметить исполнительницу многих сольных партий Аннабель Шамбон).

Спектакль не только воздействует на эмоции, но и заведомо раздражает обоняние. Актеры настолько часто «купаются» в пиве, что к запаху солода привыкаешь, зато благовония, а особенно аромат ладана, мутят разум окончательно (скорее в переносном смысле, но не факт). Так, танец с источающими дым кадилами под «Покаянные псалмы» Орландо Лассо перформеры исполняют обнаженными, лишь с поднятыми черными «рясами», привязав сосуд к бедрам, отчего создается иллюзия, что высокий символ богослужения берет начало из недостойного человеческого тела. Хотя подобное словосочетание не применимо к эстетической философии режиссера. Для Яна Фабра тело человека красиво и нравственно в том самом, изначальном, ветхозаветном смысле и не может опорочить дух, душу, мысли своими отправлениями (сексуальными, бытовыми, физиологическими). Тем более если на него смотрит художник, для которого неочевидные и даже с точки зрения ханжеской морали оскорбительные сочетания – признание в любви к этому миру в его парадоксе и изобилии. А концентрация эротизма на театральной сцене не может быть искусственно ограничена. Телесная свобода у Фабра не копия, а сама жизнь. Актеры не раз находятся на расстоянии вытянутой руки от зрителя, не прикрываясь одеждой. «Бельгия – страна компромиссов» – этот лозунг в спектакле обращен не только к политике (в Бельгии, которая однажды 600 дней прожила без правительства, демократия доведена до абсолюта, парламент может законы обсуждать месяцами, учитывая требования всех регионов), но и к морали, эстетике, религии.

Кроме ежа еще один юмористический персонаж спектакля – голубь (в Бельгии, напоминают создатели, все заняты разведением голубей и голубиным спортом). Символ чистоты, любви и мира. На протяжении действия над ним, как над опостылевшей городской птицей, иронически глумятся, даже издеваются, избивают его. Но к финалу его присутствие обретает все большую серьезность. Последний свод правил – после «запрещающих» и «предлагающих» – озаглавлен словом «Возможно» и говорит уже не о конкретной стране, а обо всем необъятном для одной сцены мире, вынося бурный карнавальный поток к прозрачному утопическому финалу. «Политики могут не лгать», «Можно перераспределить мировые блага поровну», «Можно запретить войны и диктатуры» и… «Можно любить мир».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
669
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
855
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
717
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
581

Другие новости