0
3997
Газета Культура Интернет-версия

25.09.2017 00:01:00

Станиславского – в кабаре, Гоголя – на бульвар [+ФОТО]

Тэги: третьяковка, выставка, скульптуры, николай андреев


третьяковка, выставка, скульптуры, николай андреев Станиславский на «Олимпе Художественного театра». Фото автора

В зале Инженерного корпуса Третьяковки в виде слайд-шоу крутятся «кадры»-репродукции «Ленинианы» Николая Андреева.  Это то, что про скульптора хорошо известно наряду с памятником «грустному Гоголю». «Лениниана»  – по понятным из выставочного заглавия причинам – осталась за рамками показа, и хорошо. 1917-й здесь проходит границей между непохожими друг на друга жизнями в искусстве одного художника. О дореволюционном периоде изящный проект придумала молодой куратор Мария Морозова, два года назад сделавшая выставку о Сергее Коненкове.

«Арбузъ в семьсотъ рублей, всякiя солености и иныя возбуждающiя благодати; колбасы и окорока, искусно приготовленные Гапкой изъ бурой свиньи, съевшей прошенiе Ивана Никифоровича; бургоньонъ и шампоньонъ вместе, изъ погреба г. Ноздрева»... – умели же весело и артистично даже есть, думаешь, читая праздничное меню ресторана «Прага», составленное по случаю закладки памятника Гоголю. Барельефы для знаменитого произведения, установленного на Гоголевском (тогда – Пречистенском) бульваре, памятника, которым одни восхищались, в то время как другие хулили за пессимистичный образ классика (в 1930-х «Правда» пройдется по искажающему образ писателя произведению, и в конце концов его перенесут во двор усадьбы на Никитском бульваре), – так вот сейчас барельефы с гоголевского фриза открывают выставку. Они же тянут нить театрализации: от Бобчинского на гоголевском фризе, прототипом которого скульптор сделал артиста Ивана Москвина (Андреев был дружен с мхатовцами) – к другому, уже графическому фризу-шаржу, нарисованному для капустника мхатовцев в театре-кабаре «Летучая мышь».

Фриз этот длиной в несколько метров выдержан в принципах равноголовия – изокефалии, свойственной античным рельефам: выделен разве что Станиславский, ставший, конечно, Зевсом-громовержцем и восседающий на троне в лавровом венке и, кажется, в кирзовых сапогах. Но в рамках этого равноголовия разворачивается веселое, ироничное шествие, переходящее в пляску, где у каждого героя – своя сольная партия, свой выход. Такая демократия капустника.

Андреев, скульптор с собственным почерком, не изменяя своему стилю, был разным, разнообразным в прямом смысле слова. Импрессионистичность гоголевского фриза, где бронзовые герои совсем не забронзовевшие – живые и манерой исполнения, и «вылепленными» характерами, какими скульптор намечает их в маленьких мизансценах; гротескная витальность мхатовского фриза «Олимп Художественного театра» – а можно вспомнить и другой знаменитый фриз для фасада гостиницы «Метрополь», на славу послуживший синтезу искусств, которым грезил модерн. Городские памятники – и Островского возле Малого театра, и Герцена с Огаревым у МГУ на Моховой, и Георгия Победоносца на фасаде Третьяковки, и много чего еще – на выставке есть в виде интерактивной карты, и это тот случай, когда медиасоставляющая не мешает, а помогает показу.

Мария Морозова и архитектор экспозиции Алексей Подкидышев создали пространство и структуру выставки – лаконичную и стройную, где «сценография» работает на идею проницаемого взглядом пространства, как пронизано было довольно разными мотивами творчество Андреева. Тут не городят сложными простенками коридоров, работы до 1917-го все как на ладони, но сгруппированы тематически, так что напротив мхатовцев (а Андреев сделал еще и скульптурные шаржи) оказываются одновременно и «фирменные» мотивы эпохи fin-de-siecle в виде длинношеих дев да русалок, показывающих истому и чувственность, явно с большим тщанием вложенную в них Андреевым. Но неподалеку – и другие, этнографического склада фигурки, мордовские девушки в народных костюмах. Причем увлечение Андреева цветом, экспериментами с колоритом, вполне очевидное в эпоху модерна, давало результаты неочевидные. Если керамическую голову мордовской девушки в сложном головном уборе раскрасить, как поступил Андреев, в непривычный бирюзовый – сплошь раскрасить, – она, кажется, стремительно перенесется совсем в другую эпоху и на первый взгляд станет напоминать древнеегипетскую пластику. И все скульптуры установлены на минималистичных постаментах разной высоты и оказываются не под стеклом музейной витрины, а здесь, рядом – лицом к лицу со зрителем. Вводные слова к разделам, выделенные крупным шрифтом, напоминают цитаты, модные сейчас на журнальных страницах выносы, так что большой и малый масштабы пересекаются, перетекают друг в друга, акцентируя непосредственный контакт с работами, где зрители и экспонаты не разделены, а живут в одном пространстве. В одном с фотографиями (вот скульптурные этнографические мотивы, а вот – сделанный самим Андреевым снимок модели), письмами, которые здесь – не просто безлико звучащие «архивные материалы», а тоже – живая, дополняющая сами скульптуры часть.

Лето 1917-го Андреев провел в Тверской губернии, «не желая возвращаться в революционную Москву». Уже годом позже он станет работать над проектом московского памятника Марксу (оставшимся неосуществленным) по плану «монументальной пропаганды». В 1920-х он еще будет оформлять постановки 2-й студии МХТ. После его смерти в 1932-м вдова Андреева Мария Гортынская подарила Третьяковке произведения из мастерской скульптора, и сейчас в музее самое полное собрание его произведений – 200 скульптур и примерно 1700 графических работ и альбомов (на выставке, конечно, меньше, зато в ней участвует и Музей МХТ). Но это – уже то, что будет после пресловутого 1917 года.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
391
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
501
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
411
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
343

Другие новости