0
3449
Газета Культура Интернет-версия

20.09.2017 00:01:00

От свадебного фольклора до баяниста с электронщиком

Тэги: творческие эксперименты, народный ансамбль, дмитрий курляндский, молодые композиторы, лаборатория, открытый космос


творческие эксперименты, народный ансамбль, дмитрий курляндский, молодые композиторы, лаборатория, открытый космос Лабораторию устроили среди объектов Музея космонавтики. Фото предоставлено пресс-службой Музея космонавтики

К творческому эксперименту русского народного ансамбля имени Людмилы Зыкиной «Россия» и композитора Дмитрия Курляндского поначалу относились скептически. И действительно, традиционное звучание щипковых и авангардные опусы тех, кто эту традицию всячески избегает, казалось, было невозможно соединить в одно целое. Однако затея удалась, и теперь новые сочинения конкурсантов Первой лаборатории можно послушать в Itunes. В этом году проект вновь вышел на космическую орбиту: как и прежде, желающих отправиться в это музыкальное путешествие явилось немало, но строгое жюри – художественный руководитель ансамбля и дирижер Дмитрий Дмитриенко, куратор лаборатории и руководитель проекта Дмитрий Курляндский и продюсер ансамбля Елена Климова  – определило шестерых лучших.

В качестве источника для вдохновения участникам предложили некоторые полотна «Амаравеллы» – русских художников-космистов прошлого века. Перед исполнением каждой пьесы выбранные картины демонстрировались зрителям, и не на экране, а на мольберте, установленном рядом с музыкантами. Скованные концертными рамками слушатели не рискнули спуститься вниз и рассмотреть работы, впрочем, как и все усеянное экспонатами пространство музея. К сожалению, его задействовали не до конца, хотя просторные залы и уникальные объекты позволяли использовать все, вплоть до организации перформансов или спектаклей-бродилок.  Формат гала-концерта также остался прежним: зыкинцы исполняли небольшие композиции, напичканные  всевозможными новейшими приемами, и делали это настолько мастерски, словно гастролировали с такой музыкой по всей стране.

На сей раз действие проходило в посвященном изучению Луны павильоне Музея космонавтики, когда за окном на темном небе появились звезды. Первое сочинение, погрузившее всех в мистериальную атмосферу, называлось «Анаморфозы»: его автор, Алина Подзорова создала композицию, в которой простая мелодия всплывала из тревожно звенящего фона и постепенно погружалась в пучину звуков. Похожую задачу преследовал и Андрей Бесогонов, хотя его опус «Уходящий в пустоту» в большей степени состоял из подвижных, почти разорванных мотивов, аккордов-кластеров. Два преподавателя Московской консерватории Алексей Наджаров и Николай Попов представили типичные для них пьесы (как сказали бы музыковеды, «отразившие стиль их творчества»). И если первый из них попытался воспроизвести электронное звучание путем повторяющихся высоких звуков баяна и неких остинатных биений, то второй привлек настоящую электронику, с которой вступил в диалог баянист Владимир Черных на фоне абстрактно-движущейся картины видеохудожника Эндрю Квинна, в полной темноте после небольших технических накладок. 

Наиболее концептуальное и тщательно продуманное произведение принадлежало Венедикту Пеунову из Нижнего Новгорода. В своих «Песнях космоса» он подчеркнул все русское: отечественных художников-космистов, специфику ансамбля «Россия», само явление космоса, столь важное для нашей страны во все времена. Отправной точкой его пьесы послужила фольклорная свадебная песня «Долина-долинушка», рассмотренная сквозь призму минимализма, оттого практически не узнаваемая на слух. Победителем же музыкально-космического приключения стал Дмитрий Бурцев, который выполнил, по его словам, «шизофреническую задачу» для композитора. Рассадив баянистов среди зрителей, а других музыкантов по группам, указывая для каждого свой маршрут в партитуре, он передал идею движущихся небесных тел по своей траектории. А затем наконец-то вернулся на Землю, где его с призами встретили продюсер ансамбля «Россия» Елена Климова, заместитель директора Музея космонавтики Вячеслав Климентов и Дмитрий Курляндский в белом скафандре.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1276
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3393
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1923
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2222

Другие новости