0
9337
Газета Культура Интернет-версия

06.09.2017 00:01:00

Константин Богомолов поставил в МХТ им. Чехова второй спектакль по Вуди Аллену

Тэги: театральная премьера, мхт, константин богомолов, вуди аллен


театральная премьера, мхт, константин богомолов, вуди аллен Объятия в этом спектакле редки, да и не всегда искренни. Фото Екатерины Цветковой предоставлено пресс-службой МХТ им. Чехова

В перерывах между переосмыслением классики – в новом сезоне очередь за «Тремя сестрами» на сцене МХТ – Константин Богомолов выпустил две сценические версии произведений кинорежиссера Вуди Аллена – «350 Сентрал-парк Вест» на Малой сцене и недавно «Мужья и жены» – на исторической.

Художественный театр эпохи Олега Табакова давно делит репертуар на сегменты классики, экспериментов и «кассы», задавая образец, конечно, умного и качественного планирования. Однако обычно жанр чистой «кассы» был в таких, например, постановках, как «№ 13» Рэя Куни, недавно восстановленный в афише. Теперь же Богомолов со спектаклями по интеллектуальным комедиям современного классика американской иронии, кажется, заполнил новую нишу. Особый вес им придает и то обстоятельство, что хваткая и жизненная драматургия Аллена российской сцене почти неизвестна.

И «Сентрал-парк Вест», и «Мужья и жены» (пьеса и сценарий к одноименному фильму) – комедии, плавно перетекающие в семейные драмы, – о кризисе среднего возраста, об извечных подводных камнях любовных отношений, их странностях, нелепостях, вечных нестыковках мужчины и женщины. В камерном пространстве Малой сцены реалистично обставленная Ларисой Ломакиной гостиная вмещала почти комедию положений о банальностях семейных измен. Героини Марины Зудиной и Александры Ребенок не могли поделить мужа первой, а затем удерживали мужа второй от мести в духе Отелло. Вместе с Игорем Верником и Андреем Бурковским пары сложным перекрестным путем, полным упреков, обманов и язвительных шуток, избавлялись от надоевших уз брака. Небольшой квадрат сцены напоминал шахматную доску или ринг – герои вербально отправляли противника в нокаут.

Ход отточенной по форме комедии, которую Богомолов четко выстраивал с помощью обнажения актерских амплуа, задавали антитезы – интеллектуалке-язве была противопоставлена женщина-обольстительница, недалекому плейбою – плешивый интеллигент. Причем от чистого, порой зашкаливающего в своей прямолинейности реализма (несмотря на подробную актерскую игру на расстоянии вытянутой руки от зрителя, «Сентрал-парк Вест» казался ожившим фильмом) режиссер резко переходил к по-настоящему театральным ходам. Так финальный аккорд – выход актера Евгения Перевалова в роли робкой, стеснительной нимфетки (новой подруги загулявшего супруга) – бил наотмашь. Актер так тонко входил в трансгендерную роль, что еще долго оставался в памяти растерянный взгляд его огромных печальных глаз и трогательная беззащитность вроде бы сильных мужских плеч. Финальная сцена резким искривлением, размыванием реальности ставила в шумном, гэговом спектакле звенящую и таинственную экзистенциальную точку.

«Мужья и жены», напротив, поставлены без нажима – в приглушенной, холодной стилистике. Сюда вернулся излюбленный богомоловский прием «ноль-позиции», когда актеры сидят на диванах и, отказываясь от эмоций, произносят свой текст так, будто его хорошенько дистиллировали. Но здесь это не образ деструкции, а следование настроению. Ведь о каких эмоциях можно говорить, если союз мужчины и женщины с годами стал похож не на полную чашу, а на зияющую пустоту? На сцене предельно минималистичная интерьерная конструкция, которая делит пространство на две условных комнаты, образуя тонкими перекладинами некий лабиринт. Сквозь него герои – а это снова две семейные пары в период кризиса – тщетно пытаются выйти друг к другу душевно, эмоционально. Джуди (Дарья Мороз) и Гэйб (Игорь Гордин) давно тяготятся своим браком, но не подают виду, зато искренне ужасаются смелому заявлению пары друзей о разводе – Джека (Игорь Верник) и Сэлли (Яна Дюбуи).

Интеллектуализм алленовским текстам придает психоаналитическая специфика, в «Мужьях и женах» она явлена буквально. «Голос за кадром» своевольно останавливает героев на ключевых этапах разрешения перипетий с новым любовником или надоевшим мужем и с интонацией многоопытного психоаналитика просит проанализировать свои чувства. А из-за того что режиссер отказывается от бытовых обозначений (обстановка никак не меняется, хотя герои активно, но словно по инерции, перемещаются из локации в локацию), подобный разговор переходит в плоскость внутреннего монолога. И мы будто наблюдаем самораскрытие персонажей, которое, однако, никак им не помогает, как, в общем, и излюбленные американцами сеансы психоанализа, над которым иронизирует Аллен.

Наверное, еще одним вновь открытым режиссерским приемом можно было бы назвать «пересекаемость» персонажей. У Богомолова один актер может не только одновременно играть две роли, но и часто, что принципиально, совмещает в себе мужское и женское. В «Мужьях и женах» Кирилл Трубецкой, блистательно сыгравший кота в премьерном «Драконе» Шварца, выходит в роли отца и матери молоденькой студентки (Софья Райзман), отделяя одного персонажа от другого буквально одним шагом, положением ног, позой в кресле. В этом нет гротеска или буффонады, хотя режиссер дает зрителю посмеяться вволю, а есть точная примета времени – без четких границ.

Богомолов заставляет актеров резко прерывать диалог, молча уходить, снова и снова становиться лицом к лицу, одиноко пересекать сцену и снова возвращаться на злополучный диван. Мужчина и женщина сидят в его углах, между ними не километры – только руку протяни, но этого уже слишком много. Ремарка «обнимает» появляется в бесчувственных титрах и никогда не доходит до реального физического действия. В сценарии, где типизированные сюжетные линии похожи на синопсис всех американских фильмов сразу, под пристальным режиссерским взглядом – горьким и мудрым – мужской эгоизм и женская хитрость, неудовлетворенность и пресыщенность, обоюдная слабость и спасительная ложь: «Ты мне нужна, не уходи!»   

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
930
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2738
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1874
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1483

Другие новости