0
3336
Газета Культура Интернет-версия

21.08.2017 00:01:00

Зальцбург осваивает новые "Акустические пространства"

Тэги: музыка, фестиваль, программа, акустические пространства, жерар гризе, зальцбург


музыка, фестиваль, программа, акустические пространства, жерар гризе, зальцбург «Акустические пространства» Жерара Гризе идеально прозвучали в старинной Коллегиенкирхе. Фото Марко Боррелли

В Зальцбурге подходит к завершению летний фестиваль, к которому нынче приковано особенное внимание прессы и публики, в том числе российской. Причиной тому художественная политика нового интенданта Маркуса Хинтерхойзера, прошлой осенью возглавившего фестиваль. Он сумел составить программу так, чтобы привлечь в город Моцарта все сословия меломанов: для поклонников оперных звезд – дебют Анны Нетребко с супругом в «Аиде», для эстетов и интеллектуалов – «Воццек» в постановке Владимира Юровского и Уильяма Кентриджа, для тех, кто любит погорячее, – «Леди Макбет Мценского уезда» с Марисом Янсонсом за пультом и авторское прочтение «Милосердия Тита» от Теодора Курентзиса и Питера Селларса, три оперы Монтеверди с Гардинером, Гендель с Чечилией Бартоли и Роландом Вильясоном – вот неполный перечень только оперной части. А еще дюжина концертных циклов, каждый из которых хочется посетить от начала до конца.

Но раньше всех при назначении Хинтерхойзера радовались приверженцы современной музыки, ведь Маркус известен любовью к ней, как и редким мастерством составления концертных программ. За это его так ценил легендарный интендант Жерар Мортье, при котором Хинтерхойзер в рамках основной программы фестиваля возглавлял проект «Течение времени», полностью посвященный новой музыке. И хотя она здесь звучала всегда, именно благодаря Маркусу внутри фестиваля появился как бы еще один со своей яркой концепцией и не менее ярким воплощением.

Пришедший на смену Мортье композитор и дирижер Петер Ружичка в отношении современной музыки, естественно, полагался на свой вкус и опыт. Тем заметнее был контраст, когда следующий интендант Юрген Флимм вновь пригласил Хинтерхойзера: по впечатлениям многих, в это пятилетие концертные программы зачастую были интереснее оперных. Важнейшее достижение этого периода, сопоставимое с московскими завоеваниями Владимира Юровского на посту руководителя фестиваля «Другое пространство», – вывод современной музыки из гетто. Программы составлялись не по принципу «тут у нас современная музыка, а вот тут – классическая», но так, что на них стали ходить все. В рамках придуманного Хинтерхойзером цикла «Континенты» каждый год представлялась одна из крупных фигур ХХ века – Джачинто Шелси, Эдгар Варез, Сальваторе Шаррино, Вольфганг Рим. И к каждому Хинтерхойзер находил нетривиальный подход: например, в программу Вареза включал музыку Рихарда Штрауса и Клаудио Монтеверди, потому что Варез в молодости руководил хором, исполнявшим старинную музыку, и писал симфонические поэмы по типу штраусовских, которые затем уничтожил. Все эти неожиданные смешения и тонкие параллели дали публике возможность вовлечься в орбиту современного искусства.

Вернувшись в Зальцбург в качестве интенданта, Хинтерхойзер не стал копировать свои прежние схемы и предложил два монографических проекта: «Время с Шостаковичем» и «Время с Гризе». В первом цикле, центром которого стала постановка «Леди Макбет», «время» скорее следует трактовать как эпоху со своим особым обликом, где сошлись многие исторические перекрестки. «Время с Гризе», в первую очередь, – исследование самого феномена времени. Концерты цикла позволяют не просто провести несколько часов, открывая для себя музыку композитора, но и пережить новый экзистенциальный опыт. Восемь программ объединили сочинения Жерара Гризе, Дьёрдя Лигети, Оливье Мессиана, Йоханнеса Окегема, Джачинто Шелси, Тристана Мюрая, Яниса Ксенакиса, Клода Вивье, Кайи Саариахо, Георга Фридриха Хааса и Рихарда Вагнера – каждый из них по-своему работал с категориями континуальности и природы звука, создал свою неповторимую звуковую вселенную. В числе участников цикла были оркестр Баварского радио с Кентом Нагано, Пьер-Лоран Эмар, ансамбль Klangforum Wien, оркестр Венского радио, труппа Анны Терезы Кеерсмакер и целый ряд не менее именитых исполнителей.

Музыку Жерара Гризе, лидера французской школы спектральной композиции, одного из ключевых композиторов последней трети прошлого столетия, играть очень трудно. Гораздо легче слушать: при всей композиционной сложности музыкальный язык Гризе ясен для восприятия, что дает ему потрясающие коммуникационные свойства и огромную силу воздействия.

В предисловии к первому исполнению цикла «Акустические пространства» (Les Espaces Acoustiques) Гризе сформулировал основные принципы композиторской техники, поставив на первое место тезис «сочинять не ноты, а звуки». Его музыка не требует от слушателя усилий по вниканию в сложные схоластические конструкции, столь любимые послевоенным авангардом, но требует, по сути, лишь одного – раскрыть уши и сердце, быть готовым впустить в себя звуковые потоки, вибрировать на одной волне с ними. Ведь восприятие музыки Гризе – отчасти физиологический процесс: в основе его метода лежит спектральный анализ звука и обертонов, сопровождающих любой резонирующий тон, то есть работа с самой природой звука, с явлениями, которые человек способен воспринимать на уровне подсознания. Гризе исследует звук изнутри, раскладывая его на спектр и получая неприкрытую правду звуковой материи, откуда рождается новая красота.

Воздействие музыки Гризе и его коллег, так или иначе оказавшихся в зоне спектральной композиции, было усилено фантастическими акустическими условиями Коллегиенкирхе, где прошло большинство концертов цикла. Старинное пространство со сложной системой естественных и искусственных резонаторов столь идеально отвечало природе музыки, так обогащало ее звучание, что исполнение в любом суперсовременном концертном зале теперь покажется обедненным.

В Коллегиенкирхе проект Гризе завершился его знаменитым масштабным циклом из шести пьес «Акустические пространства». В сочинении, над которым композитор работал около 10 лет, ему удалось постичь сакральную природу времени. Оно же в монолитной форме запечатлело этапы поиска, преображения стиля и языка Гризе. Линеарная графика в «Прологе» для альта соло, первые впечатляющие результаты спектрального метода и обретение новой звуковой перспективы в «Pеriodes» для семи музыкантов, продолжение обогащения спектра и элементы инструментального театра в «Partiels» для 18 музыкантов, впечатляющий переход в иное качество в четвертой части с символическим названием «Modulations», ошарашивающая красота и мощь «Transitoires» и «Эпилога» для большого оркестра с электрогитарой и четырьмя валторнами. При колоссальной сложности композиции ее воздействие прямо направлено на слушателя и имеет в некотором роде атавистическую природу.

За пульт симфонического оркестра Венского радио, специализирующегося на исполнении музыки ХХ века, в этот вечер встал молодой дирижер Максим Паскаль, экстренно заменивший именитого Матиаса Пинчера. Ему всего 31 год, но он уже имеет внушительный послужной список и почти 10 лет специализируется на современном репертуаре, благодаря чему вел оркестр сквозь гигантские страницы сложнейшей партитуры уверенно и страстно. Сольный пролог с исключительным мастерством и обезоруживающе прекрасным звуком исполнил штатный альтист оркестра Марио Георгиу. Что и говорить об оркестре, в котором такие альтисты, – идеальном инструменте для воссоздания невероятных в своей красоте и насыщенности звуковых пространств Гризе. Интересно, кому из композиторов доведется на следующий год стать центральной фигурой цикла современных программ.  

Зальцбург


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Скоростной сплав

Скоростной сплав

Василий Столбунов

В России разрабатывается материал для производства сверхлегких гоночных колес

0
806
К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1481
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
1324
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
2491

Другие новости