|
Ему было 87 лет, это целая эпоха, по хронологии – две разные эпохи, в его работах – много эпох российской истории. В 1977-м из-за работы «Дороги войны», дипломного произведения об отступлении советской армии в 1941-м, сделанного потерявшим в блокаду родных Глазуновым в 1957-м, выставка была закрыта. В 2017-м соболезнования выразили президент Владимир Путин, министр культуры Владимир Мединский, мэр Сергей Собянин, о художнике помолился патриарх Кирилл...
Глазунов, обладатель многих званий и наград, полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством», был художником с мессианским мироощущением, и по сюжетам, и по формату картин. Он писал много исторических сцен, причем чтобы история была связана с духовностью, со страданием, и чтобы это было эпично и монументально. Ему хотелось, чтобы картина выходила на уровень обобщения – как в «Мистерии XX века», как во «Вкладе народов нашей страны в мировую культуру и цивилизацию», как в «Вечной России», представляющей 1000-летие страны. Он, можно сказать, был иллюстратором русскости – шла ли речь о блоковской «Незнакомке», о героях Достоевского или о Сергии Радонежском и Андрее Рублеве, или о Дмитрии Донском. У Глазунова они все как будто родственники – можно сказать, есть «глазуновские» глаза, характерный для его героев взгляд широко раскрытых глаз – взгляд одновременно страдальцев и судей.
Он не считал, что творчество – частное дело, для него это была общественная позиция, и его картины разговаривают с публикой не с глазу на глаз, они обращаются ко всем сразу. Государственные деятели, выражая соболезнования, подчеркивали личное знакомство с Глазуновым. Он, можно сказать, подчеркивал свою политическую позицию, в 1999-м написав огромный «Рынок нашей демократии».
Автор монументального масштаба, государственного уровня, портретов религиозных деятелей, автор портретов просто многих известных людей, Глазунов стремился к присутствию этой монументальности и на огромных холстах, и на неогромных, и когда работал на театральной сцене, и в иллюстрациях. Илья Глазунов умер от остановки сердца, прожив долгую жизнь. Его эпоха жива, ее маяки стоят в центре Москвы – в созданном им Музее декоративно-прикладного искусства, в Академии живописи, ваяния и зодчества, в его галерее на Волхонке.
«НГ»