0
2886
Газета Культура Интернет-версия

21.06.2017 00:01:00

Ревизор приходит дважды

Тэги: театр, премьера, александр калягин, роберт стуруа, ревизор, критика


театр, премьера, александр калягин, роберт стуруа, ревизор, критика Хлестаков в этой постановке – герой в возрасте. Фото Олега Хаимова предоставлено пресс-службой театра

К юбилею Александра Калягина его давний друг и соратник режиссер Роберт Стуруа (Робик, как его называет Сан Саныч) преподнес артисту счастливый подарок – сыграть, казалось бы, то, что в почтенном возрасте никогда уже не выпадет воплотить на сцене, – 23-летнего «фитюльку» Хлестакова.

«Ревизора» Стуруа переворачивает с ног на голову: если Хлестаков оказывается немощным стариком и на сцену выезжает в инвалидном кресле, то чиновники уездного города во главе с городничим – крепки и молоды, а некоторые даже юны. Хваткий городничий Владимира Скворцова имеет замашки уголовного авторитета, его темное, явно преступное прошлое, на котором он построил кажущееся благополучие, «просыпается», когда он кричит о том, что «трех губернаторов обманул»; когда, как карточный аферист, собирает со всех шелестящие купюры в один общаг для грандиозной взятки. Держит он всех в узде. Мелкие чиновники дрожат, как осиновые листы, словно единым номенклатурным телом: брезгливый попечитель богоугодных заведений Земляника (Артем Блинов), пропитой судья Ляпкин-Тяпкин (Сергей Тонгур), ребячливый почтмейстер (Евгений Шевченко)...

Кроме того что Стуруа сократил вдвое пьесу Гоголя для своей сценической версии (спектакль идет всего полтора часа), оставив лишь ключевые эпизоды, персонажей тоже поубавилось. Так что горстка чинуш, которых заставляет сотрясаться от ужаса одно известие о приезде ревизора, – единственный народец в этом мертвом городе. По периметру сцену обрамляет жестяная стена с пустыми квадратами окон, в центре – арка, то ли ворота в собор, то ли в подворотню (идея художественного оформления – Александр Боровский). Церковная тема – одна из важнейших для Роберта Стуруа. Он блестяще одной сценой бичует лицемерие воцерковленных. Перед тем как бежать в трактир лебезить перед объявившимся инкогнито, Городничий-Скворцов бухается на колени и, смачно крестясь, доверчиво обещает Богу: «Дай только, боже, чтобы сошло с рук поскорее, а там-то я поставлю уж такую свечу, какой еще никто не ставил».

Еще до появления героев на сцене мертвенный свет освещает черные силуэты в проемах. Визуальных и вербальных отсылок к другим произведениям Гоголя-мистика в «Версии» много. Взять хотя бы фразу Башмачкина: «Зачем вы меня обижаете?» Ее произнесет Хлестаков Калягина с плачущей, просительной интонацией. Мундиры и сюртуки (креативную выделку и вышивку придумала на них художник Анна Нинуа), данные черным, безликим, опустошенным скопом, – обязательно напомнят гоголевский «Невский проспект». В этом смысле Стуруа идет вслед за сложившейся традицией – так Анатолий Эфрос «ошинеливал» «Женитьбу». Да и главное решение, инфернальный, фантасмагорический тон, который задает режиссер этому надбытовому «Ревизору»; присутствие неумолимого рока, возмездия, что тяготеет над человеком, и ожидание им Страшного суда, расплаты за грехи – литературоведческая трактовка, закрепленная в культуре наравне с интерпретацией о современной «комедии нравов».

Выхода ревизора по сюжету ждут не только чиновники на сцене, но и зрители в зале. За Хлестаковым Калягина наблюдать и смешно, и страшно. Слишком натурально, как у паралитика, трясутся руки, слишком надрывны его жалостливые интонации. Уже потом, когда случай даст ему приукрасить себя, он будет рассказывать небылицы совершенно неумышленно, извините, «от балды». Все будут ждать от него чего-то, заглядывать в рот, предугадывать желания. А ему бы только поспать да поесть! Только и вспоминает, что эту рыбу на завтраке в больнице, как бишь ее? Лабардан! И суп в кастрюльке, прямиком из Парижа. Только и норовит заснуть в самый неподходящий момент. И каждый раз напоминает присутствующим «Иван Саныч – это я». Он и рад неожиданно доставшемуся вниманию, как всякий пожилой человек, и в то же время оно так обременительно, так настойчиво… В этом «Ревизоре» обнажено, что Хлестаков для чиновников – лишь повод для самообмана и саморазоблачения.

Калягин играет виртуозно, исключительно мимикой, не вставая с кресла до финала. Жонглирует интонациями, создавая комические зазоры между простыми, даже избитыми фразами. Сверкает глазами, подмигивает – именно так сыграна перекрестная любовная сцена с женой и дочерью Городничего, где Анна Андреевна (Наталья Благих) устраивает непристойный стриптиз, а затем буквально подкладывает юную девицу (Марья Антоновна – Кристина Гугуа) беспомощному старикану, чем окончательно ввергает его в искренний испуг.

Конечно, о том, почему Хлестаков здесь стар, думаешь весь спектакль. И объяснений находится множество. Во-первых, все мотивировки резко заостряются на фоне того, что этого «ревизора» уже мало что интересует в жизни, кроме элементарных потребностей. А фабула обрастает еще большим абсурдом – умасливание престарелого Хлестакова чиновниками выходит абсолютно бессмысленным занятием; ретируется он при первой возможности. Во-вторых, и это ироническая находка, Хлестаков состарился словно вместе с комедией Гоголя. Изюминку постмодернизма можно разглядеть еще в той самой приставке к названию – «Ревизор. Версия».

Говорят, идея финала пришла к режиссеру не сразу. Но тайм-аут на ее воплощение стоил того. Финальный ход обезоруживает. Задавленный горячечным натиском Городничего и иже с ними, Хлестаков-Калягин улепетывает, и вот уже все празднуют скорую помолвку, грезят о Петербурге. Белое платье, фата, цветы, наглаженные сюртуки, нафабренные усы. Но устрашающий гром и ослепляющие вспышки света опережают счастливую процессию на полшага вперед. Тяжелой поступью командора вслед за пустой коляской, где теперь покоится саквояж, набитый взяточными деньгами, входит настоящий Ревизор, тот самый Хлестаков, секунду назад бывший выдумкой. Калягин распрямляется, приосанивается, в голосе появляются стальные нотки, тросточка неумолимо впечатывается в пол: «Требую всех сей же час к себе».  Немая сцена завершает спектакль, в котором анекдот сливается с правдой.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Ольга Соловьева

Более 50% россиян ждут повышения качества жизни через несколько лет

0
793
Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Стилистика традиционного обращения КПРФ к президенту в этом году ужесточилась

0
841
Доллар стал средством политического шантажа

Доллар стал средством политического шантажа

Анастасия Башкатова

Китайским банкам пригрозили финансовой изоляцией за сотрудничество с Москвой

0
1099
Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил исключительность служителей Фемиды

0
790

Другие новости