0
1973
Газета Культура Интернет-версия

14.06.2017 18:20:00

Театр без литературы

Тэги: театр, фестиваль, москва


театр, фестиваль, москва Фото с сайта Международного театрального фестиваля им. А.П.Чехова

Пока на Чеховском фестивале, который продолжается в столице, показывают бразильский мюзикл и музыкальную драму из Тайваня, «НГ» вспоминает знаковые спектакли программы – 2017 в жанре физического и визионерского театра. Театра, в основе которого нет литературного произведения, но есть концепция визуального ряда, заставляющая зрителя подчиниться воле авторского воображения.

Именно эти жанры – физического (где инструмент актера - его тело) и визионерского (где актер выступает лишь частью масштабной иллюзии) – наименее знакомы России, такие эксперименты у нас еще можно по пальцам пересчитать, поэтому привозные образцы российская публика смотрит буквально с открытым ртом. Эстонцы со спектаклем под «странным» названием «Чистый разум/ Укуси меня» и легенда французского театра Филипп Жанти с сюрреалистической немой драмой «Внутренние пейзажи» сорвали в Москве аншлаги с овациями.

Частная эстонская компания Nii представила самую провокационную и в то же время демократичную постановку. Словосочетание «pure mind» в переводе с английского означает «Чистый разум», а с эстонского – «Укуси меня». Если попытаться ее пересказать, то выйдет так: полтора часа пятеро актеров на сцене дурачатся, будто веселятся перед зеркалом, а не перед полным зрительным залом. Двое юношей и три девушки совершенно разной телесной фактуры и комплекции, отнюдь не танцевальной, даже наоборот (одна из них – курпулентная хохотушка – заведомо выводится в центр), хотя никому не откажешь в гибкости и пластичности, - меняют самую обычную одежду и выделывают замысловатые кульбиты. Причем образы из раза в раз, будь то моносценка или дуэт, не изобразительные, а скорее подражательные. Завернувшись в тюль, как в кокон, актриса проползает куколкой бабочки сцену насквозь. Этот же образ выстрелит в конце, когда та же тюль будет разматываться на бешено крутящейся талии исполнительницы, символизируя балетную пачку. Мини-картинки, которые, кажется, развиваются без всякой логики, как простая незамысловатая игра детей, резвящихся в свободном пространстве. Абсолютно без задней мысли. Им по кайфу. Иногда мы видим подобие актерского тренинга, когда впятером, держа зубами одно яблоко, его нужно не уронить, наматывая круги по периметру. Тут-то вроде и подходит название «Чистый разум».

genty1.jpg
Фото с сайта Международного театрального
фестиваля им. А.П.Чехова

Бурлескно эстонцами обыграны все зрелищные жанры. От театральных и музыкальных - балета и концертного номера, когда актер, к примеру, поднимает и хватает губами за нос («Укуси меня»!) маленького росточка танцовщицу, одетую в костюм золотого оттенка, как живой саксофон. До эстрадных, где одев жутковато раскрашенные силиконовые маски на лицо, труппа, пританцовывая, поет какую-то американскую песню. А потом, набив штаны и кофты надувными шарами, трагически-забавно лопает их, словно искусственные выпуклости на телах, намеренно сталкиваясь и падая друг на друга. Кульминацией становится пародия на модный показ: залезая в балахонистые наряды по двое, актеры создают уморительных великанов с короткими ножками. Вообще, этот цирковой прием, при котором, слившись воедино, два человека являют собой нового героя – горбуна, жука или кого еще напоминает старое-доброе развлечение аристократов в средневековье – цирк уродов. В нем человеческие аномалии были забавой.

Эстонцы (режиссер - Ренате Кеэрд), изучая телесность, не доводят тональность своих пластических этюдов до черной краски, хотя драматизм нет-нет, да и проскочет. Чистые и светлые эмоции, сдобренные юмором, – это та интонация, которую они держат на протяжении всего представления, а в финале, совершенно уже шокируя своей свободой зрителей, разливают по полу мыльную воду, раздеваются до трусов и с дикой радостью скользят по нему, как по ледовому катку в середине зимы. А сверху под колосники подвешивают сетку, до отказа набивая ее вымоченными в воде вещами. Ну чем не дождевая туча?

Метафизические прогулки

Филиппа Жанти ставят в один ряд с такими новаторами как Робер Лепаж и Роберт Уилсон. Отличие, наверное, в том, что Жанти всегда уходит от каких-либо рамок. Он визуализирует свое воображение и даже подсознание. Его кредо закрепилось еще в 60-е, когда в одиночку на маленьком автомобиле начинающий художник совершил путешествие по 47 странам и 8 пустыням, давая повсюду кукольные представления.

Его спектакли – ожившие картины. Как говорит сам режиссер, «Внутренние пейзажи» - это «виртуальная поэма для актеров и марионеток, созданная на перекрестке снов, путешествий, фантазий». Действительно, во время просмотра испытываешь чувство, будто неожиданно заступил на интимную территорию личных переживаний, которую не принято обнародовать. Так что известный тезис Фрейда о том, что творчество художника не что иное, как сублимация психологических травм, полностью характеризует метод Жанти. Сквозь поэтический «беззаботный» сюр может прорваться документальное свидетельство-воспоминание о войне, которую художник пережил в детстве.

В спектакле три плана – анимация выдуманной реальности (с гигантскими, явно ядовитыми, цветами), ниоткуда возникающие волны струящейся ткани с мягкими кораллами, где можно увидеть своего двойника, или жужжащими медузами, тоже мягкими, игрушечными, но такими правдоподобными. В выдуманной стране, цвета неба и моря в которой сменяются, как в радуге, живет и фантастическая женщина – «мечта поэта». Актрисе добавляют гигантские надувные ноги, и она становится поистине богиней океана.

Трюк спектакля – не в его сквозном сюжете, хотя и он имеется (освободившись от сковывающих пут «божественной марионетки» безмолвный главный герой идет сквозь воображаемую, яркую до слепоты вселенную, чтобы в финале улететь куда-то ввысь, совсем уже в заоблачные дали), а в слаженности машинерии, наблюдая за которой, зритель недоумевает откуда что берется, и искренне начинает верить в магию. 


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В Совете Федерации остается 30 свободных мест

В Совете Федерации остается 30 свободных мест

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Сенаторами РФ могли бы стать или отставники, или представители СВО-элиты

0
952
Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Анастасия Башкатова

Несмотря на дефицит кадров, в стране до сих пор есть застойная безработица

0
1115
Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Ольга Соловьева

Производство бензина в стране сократилось на 7–14%

0
1554
Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Екатерина Трифонова

Назначенные государством адвокаты попали под пропагандистскую раздачу

0
1256

Другие новости