0
4320
Газета Культура Интернет-версия

07.06.2017 00:01:00

Петр Главатских: "Поиск звука – это не то, что модно сегодня"

Тэги: главатских, мультиперкуссионист, маримба


главатских, мультиперкуссионист, маримба «Маримба – мост между Западом и Востоком», – считает музыкант. Фото из личного архива Петра Главатских

7 июня в Рахманиновском зале Московской консерватории им. П.И. Чайковского пройдет презентация альбома «Ненайденный звук» мультиперкуссиониста Петра ГЛАВАТСКИХ, записанного на известном рекорд-лейбле Fancymusic. Он и его коллеги – музыканты Алиса Тен, Павел Правин, Ольга Ивушейкова, Марина Катаржнова – представят музыку Александра Маноцкова, Вячеслава Гайворонского, Павла Карманова и Григория Смирнова. Все пьесы написаны для маримбы – как соло, так и в различных ансамблях. Музыкальный критик Надежда ТРАВИНА встретилась с Петром Главатских накануне концерта.

– Сочинения на вашем диске предназначены для маримбы – достаточно специфического инструмента, не так часто звучащего сольно. Чем может привлечь публику тембр маримбы?

– Вообще привлечь публику может профессиональная игра исполнителя – если он хорошо занимается, честно делает свою работу. Но помимо этого существуют и другие факторы. Какие у маримбы есть плюсы? С одной стороны, ее никто не знает, с другой – она во всех айфонах. Маримба – это мост между современной и этнической музыкой, между Западом и Востоком, она соединяет очень многое. Сегодня имеет место тенденция слушания аутентичных инструментов, которые могут существовать без всяких компрессоров и присадок – их звук в прямом смысле растет прямо из земли. Маримба – инструмент, грубо говоря, немножко народный, но в то же время он темперирован под европейский строй. И подобный синтез образует своеобразный звуковой тренд. Собственно, в музыке конца XX – начала XXI века маримба звучит довольно часто и даже есть в фильмах – например, у Куросавы она часто идет в качестве саундтрека. Я могу обещать, что на концерте у всех будет интересный слуховой опыт.

– Ваш альбом имеет название «Ненайденный звук». Расскажите, пожалуйста, об этих звуковых поисках – какова концепция альбома, что объединяет все пьесы?

– Прежде всего их объединяет то, что они написаны современными российскими композиторами для маримбы под тем или иным соусом. Понимаете, ненайденный звук – это история не новая, ей очень много лет, и вы знаете, что в разных частях света поиски звука-абсолюта – явление прошедших тысячелетий. Поиск звука – это не то, что модно сегодня, это не очень афишируется. Мне кажется, что нам на этот процесс немножечко не хватает времени. Сейчас ведь все делается быстро – пишется музыкальный текст, две-три репетиции и концерт. А я ищу, отстраиваю собственный звук, играю технологии, которые придумал для себя, – вынашиваю все это очень долго, трепетно. Я получил образование в Московской консерватории, потом стажировался в Высшей школе музыки Штутгарта, и все, чему научился, я, конечно, применяю, но не могу себя назвать наследником какой-то из этих школ. Я придумал некую систему, как звучит инструмент, который идеально подходит для меня. Это тоже поиск. У меня всегда было в голове некое ощущение звука, и я стараюсь следовать ему. Моя задача – попытаться транслировать то, что у меня внутри, и в то же время вбирать то, что есть извне: в данном случае это материал, который подготовили мои замечательные композиторы.

– Пьесы для вас написали известные современные композиторы. Это их инициатива или вы проводили отбор?

– Нет-нет, никакого «кастинга» не было. Это действительно сформировавшиеся композиторы со своим звучанием, со своим видением и музыкальным языком. И, кстати, надо сказать, они очень неплохо разбираются в маримбе, этот инструмент для них – не темный лес. Например, она весьма оригинально используется в оркестре Маноцкова в его опере «Чаадский». Вообще Александр Платонович очень хорошо знает южно-индийскую музыкальную традицию, и это отразилось в его сочинении «Tempora», которое мы услышим (со мной на одной сцене будет мой коллега Павел Правин). Я благодарен, что люди, с которыми мы находимся в дружеских отношениях, написали и доверили мне свои произведения. Единственное, я хотел сделать так, чтобы все было с «материнским благословением»: я настоял, чтобы мы вместе занимались этой работой (авторы присутствовали на записи и сведении), потому что все-таки это выходит на диске. Для меня как для исполнителя это очень тонкий момент. Я считаю, что мы должны консультироваться с творцами и учитывать все их пожелания не только на уровне исполнения, но и на таких важных этапах, как сведение и мастеринг.

– Fancymusic – звукозаписывающий лейбл, направленный на издание современной музыки, уже не один год он открывает новые имена. Что для вас означает быть частью этого проекта?

– Я невероятно горд, что его основатель Сергей Красин откликнулся на мою инициативу. Fancymusic – это определенный стандарт качества. Самое ужасное для музыканта – это выпуск альбома самостоятельно: если он хочет, чтобы запись попала в Itunes, чтобы все было в формате FLAC, а не висело все в MP3 (это очень узкое и поверхностное звучание). Мое сведение происходило в новой студии Электротеатра под руководством Александра Михлина, главного шеф-редактора всех спектаклей. Наш диск не стыдно слушать.

– Почему в качестве площадки для презентации была выбрана Московская консерватория, а не какие-либо выставочные пространства типа «Граунда» или Музея Вадима Сидура?

– Во-первых, там есть сцена, на которой мы будем себя уютно чувствовать. Во-вторых, сыграли роль исторические корни – вспомним время, когда консерватория являлась неким пионером всего нового. Кстати, Fancymusic и консерватория в первое время существования в чем-то схожи: и то, и то частная инициатива. Мне очень хотелось, чтобы презентация состоялась именно в стенах консерватории, и это весьма необычное событие, поскольку такую музыку можно чаще услышать на площадках, которые вы перечислили. В Рахманиновском зале купили неплохое звуковое оборудование, динамики, с помощью которых можно разбросать звук по разным каналам, чтобы получить эффект ощущения внутри звука. Нам все подошло.

– Как известно, вы не только играете на маримбе, но и популяризируете этот инструмент. А не хотели бы написать пьесу для него?

– Я играю на концертах какие-то свои импровизации, но это не то, что стоит записывать на CD. Это из разряда той музыки, счастье которой остаться здесь и сейчас. Это не текст, который тщательно продуман и выверен, – он, конечно, тоже меняется, но есть интерес его зафиксировать. А я сочиняю банальности, хотя они бывают очень милыми. Это своего рода концертная практика. Сейчас мы забываем, что многие великие композиторы европейской школы изначально прославились как импровизаторы. К сожалению, эта ветка традиции отпала, все ушло совсем в ноты. Сегодня даже каденции играют по нотам! А в то время такое было сложно представить – никому не приходило в голову записывать то, что исполнитель чувствует в данный момент. Вот и мои «опусы» – это мое выражение чего-то, мои каденции к чему-то или от чего-то. Но это, конечно, несерьезно. 


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1303
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3444
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1952
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2244

Другие новости