0
2073
Газета Культура Интернет-версия

05.06.2017 00:01:00

Лампочка Ильича зажглась в Воронеже

Тэги: опера, воронеж


опера, воронеж Строители новой жизни. Фото со страницы фестиваля в «ВКонтакте»

Мировой премьерой оперы Глеба Седельникова (1944–2012) «Родина электричества» открылся Седьмой Платоновский фестиваль искусств в Воронеже. Выбор этого сочинения, написанного по рассказам Андрея Платонова, уроженца Воронежа, оценили земляки – на специальной беседе с публикой после премьеры звучали только слова благодарности за новый репертуарный спектакль Театра оперы и балета.

Седельников, композитор уникальной судьбы (полная слепота не помешала получить академическое образование и состояться в профессии), написал оперу «Лампочка Ильича» (затем она была переименована) в 1979 году для Камерного музыкального театра Бориса Покровского, но постановка осуществлена не была.

Интересно, почему практически на излете советской власти композитор вдруг обратился к ранним рассказам Платонова, где в некотором смысле воспеваются новые боги, вера в знания, науку и технический прогресс? Предчувствовал ли композитор скорый исход коммунизма, слом эпох? Возможно. Набат, в опере сопровождающий пожар на только что возведенной чудо-электростанции, сегодня, спустя почти четыре десятка лет, слышится как провидение.

Впрочем, можно здесь услышать и ретроспективу: если никого из них, рабочих и крестьян, не коснутся репрессии 30-х, то в 40-е точно большинство отдаст жизнь за родину. Одна из мизансцен оперы, кажется, на подобный исход и намекает: провода электростанции на железных столбах (колючая проволока?) опутывают деревню кругом.

Все эти подозрения или предчувствия композитор разрешает в гуманистической колыбельной Эпилога: «А добро осталось – и все тут. Не горючее оно! Вечное!» – произносит Старуха («ветхая труженица»), что в Прологе возглавляла крестный ход с молебном о дожде, отчаянный шаг жителей деревни, которых засуха оставила без хлеба. Быть может, к Богу (добру) все-таки возвращается композитор в финале своего сочинения.

Музыкальный материал оперы обнаруживает знание традиций глубинных слоев русской музыки – хотя ни фольклорная, ни духовная музыка здесь, как кажется во время прослушивания, не цитируются напрямую (только тексты молитв), истоки угадываются безошибочно. В большей степени слышится наследник Мусоргского – и в особенной речевой интонации героев, и в многочисленных хоровых сценах.

Любопытно, что в опере много речитации на одном звуке, которая подается особенно: у молящихся о дожде интонация напевна, у бывшего красноармейца и строителя электростанции (читай: нового мира) – рваная и «лающая». Кульминация приходится на бассо остинато (повторяющийся нисходящий мотив в басу), сопровождающее возведение и открытие электростанции (здесь угадывается настроение знаменитого «Время, вперед») и перерастающее в торжественный гимн-славу, когда, наконец, впервые ясно зазвучит мажорное трезвучие: в комсомольский задор Учительницы прорываются интонации «идеологически верной» советской музыки. Но – только чтобы в следующей сцене раствориться в покачиваниях колыбельной.

Визуальный ряд оперы режиссер Михаил Бычков и художник Николай Симонов выстроили с помощью символов русского авангарда: основой конструкции стали покатый помост и несколько полых железных столбов с выбитыми знаками супрематических композиций Малевича. С теми же «крестами» выйдут в Прологе и крестьяне, чьи затянутые тканью лица, наполовину белые, наполовину красные – из того же Малевича. Плакатный шрифт, которым частично транслировали текст либретто на экране, – очевидно, из Родченко.

Дирижер Юрий Анисичкин и артисты Воронежского оперного театра проделали грандиозную работу: хоть небольшая (опера длится полтора часа), но довольно сложная в деталях партитура, требующая тщательной выделки, этой команде поддалась.

Воронеж–Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
701
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
919
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
754
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
613

Другие новости