0
1844
Газета Культура Интернет-версия

29.05.2017 00:01:00

Трудно быть Фабром

Тэги: культура, госпремия, инновация, выставки, росизо


культура, госпремия, инновация, выставки, росизо Современное искусство проплывет и без воды. Фото предоставлено организаторами выставки

После слияния и подчинения государственного центра современного искусства «РОСИЗО» произошло много печальных событий, главное из которых – уход из ГЦСИ многих сотрудников, включая его основателя и худрука Леонида Бажанова (см. «НГ» от 02.11.16). Изменилась и структура институции, и структура учрежденного ею вместе с Федеральным агентством по культуре и кинематографии в 2005-м всероссийского конкурса в области современного визуального искусства «Инновация». В Музее архитектуры, в отреставрированном недавно флигеле «Руина», открылась выставка номинантов «Инновации», которая теперь зовется Государственной премией в области современного искусства. Изменение заглавия симптоматично.

Открыли выставку в «годовщину» увольнения прежнего директора ГЦСИ Михаила Миндлина и присоединения институции к РОСИЗО. Экспозицию разместили в недавно реконструированном флигеле «Руина» Музея архитектуры. Теперь это прежде холодное, но невероятно живописное пространство отчасти напоминает лофт, но главное недоумение вызывают огромные пластиковые окна, как вставные челюсти, внедренные в старые стены.

Что касается самой «Инновации», отныне ее оргкомитет возглавляет Екатерина Кибовская, сестра руководителя столичного Департамента культуры, комиссар биеннале молодого искусства и руководитель дирекции по спецпроектам РОСИЗО. Новым «инновационным» логотипом стала своеобразная загогулина – ну, такая, будто кто-то пробует, как пишет фломастер. В «меню» номинаций появилась шестая новая – «Образовательный проект». С остальным списком вроде бы все по-прежнему, почти. Тут – «Проект года», правда, замена прежнего названия главной категории с «Произведения визуального искусства» на «Проект...» несколько размывает границы с номинацией «Куратор года». Кроме того, «Региональный проект», «Новая генерация» и «Книга года: Теория и история современного искусства» (взамен «Теории, критики, искусствознания»). Ну, критика в разных значениях слова и Госпремия, как теперь именуется «Инновация», наверное, вещи не очень совместимые. Да и критических работ в 12-й «Инновации» не показывают. Чему можно найти косвенное подтверждение в словоупотреблении: взамен всероссийского конкурса «Инновация» теперь называется Государственной премией.

Выставка номинантов (куратор – Анна Зайцева), как почти всегда случается с показами такого жанра, – каталожный набор, и не больше. Было бы странным, если бы «Проектом года» не стала в итоге нашумевшая, но, к счастью, отработавшая весь срок эрмитажная выставка «Ян Фабр: Рыцарь отчаяния – воин красоты», которую курировал Дмитрий Озерков. С Фабром тягаться трудно. В этой же категории соревнуются, в частности, «Новое пространство Театра Наций» и инклюзивный проект «Гаража» «Единомышленники». С одной стороны, движение премии идет к междисциплинарным инициативам (например, в позиции «Образовательный проект» оказались «Лаборатория современного зрителя» Теодора Курентзиса и «Музыка для всех» Елены Коловской), с другой – к социальным.

В целом набор номинантов качественно неровный, сильные проекты соседствуют с... попавшими сюда, возможно, по каким-то иным причинам. Чтобы никого не обидеть – или не нашлось других претендентов? За звание «Художника года» одновременно борются Леонид Тишков с лирическим, на теме памяти заточенным проектом «Взгляни на дом свой» (внутри которого во время выставки в нижегородском гэцесиишном «Арсенале» показывали спектакли «Вязаник» и «Мальчик и луна»), и, к примеру, «Хрупкие вещи» молодого автора Евгения Антуфьева. Его выставка в Pechersky gallery отсылала к участию в основном проекте 11-й «Манифесты» в Цюрихе – но в Москве это выглядело тускло. В той же позиции оказалась группа ЕлиКука с прошедшей в Мультимедиа Арт Музее выставкой «Шершавый маршрут», проектом не более чем забавным, с характером аттракциона (например, стремительно вращается под потолком лапоть). Еще один претендент – классик, концептуалист Ирина Нахова, однако с не самым ярким своим высказыванием – медиамедитацией на тему старых мастеров из собрания ГМИИ.

Среди претендентов на титул «Куратор года» хочется выделить Елену Яичникову с VII тематической экспозицией «Взаимодействие: взгляд современных художников на коллекцию ММОМА» и Сергея Хачатурова с «Вертоградами Михаила Шварцмана» для того же Московского музея современного искусства. В номинации «Новая генерация» запоминается «Квартет на конец времени. Визуально-звуковая импровизация на тему одноименного произведения Оливье Мессиана», показанная Еленой Скрипкиной на ВДНХ в самолете Як-42, что стал площадкой проекта «Взлет» для молодых художников.

Понятно, что переформатированная премия будет меняться, и после первого выпуска о динамике говорить рано. Но в смысле списка номинантов все же удивляет, что двое членов экспертного совета одновременно оказались и претендентами на «Инновацию». Как, с другой стороны, в смысле размывания границ «Инновации» вызывает вопросы включение в соревнование каталога выставки ГМИИ «Пиранези. До и после. Италия–Россия. XVIII–XXI века». То есть премия теперь охватывает не только смежные жанры, но и, если брать изобразительное искусство, классическую эпоху. Просто чем шире охват, тем выше риск что-то упустить.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Трамп построит "Звездные врата" за 500 миллиардов долларов

Трамп построит "Звездные врата" за 500 миллиардов долларов

Ольга Соловьева

Новая администрация начинает формирование крупнейшей сети дата-центров

0
1930
Москва накопила огромный волонтерский ресурс

Москва накопила огромный волонтерский ресурс

Елена Крапчатова

В российской столице официально зарегистрированы 1,4 миллиона добровольцев, готовых помогать горожанам

0
1091
Россия оказалась в центре горячей войны на газовом рынке Европы

Россия оказалась в центре горячей войны на газовом рынке Европы

Михаил Сергеев

Блокада Киевом транзита голубого топлива потребует от ЕС дополнительных расходов

0
2461
И зеркало, зеркало, зеркало…

И зеркало, зеркало, зеркало…

Антон Ровнер

Исполняется 85 лет со дня рождения писателя, философа и мистика Аркадия Ровнера

0
1267

Другие новости