0
6765
Газета Культура Интернет-версия

29.04.2017 22:25:00

Нидерландский театр танца покорил зрителей фестиваля Dance Open

Тэги: танец, dance open, санктпетербург, александринский театр, вячеслав самодуров, кшиштоф пастор, алексей мирошниченко, нидерландский театр танца, николай мартон, марко гке, филип гласс


танец, dance open, санкт-петербург, александринский театр, вячеслав самодуров, кшиштоф пастор, алексей мирошниченко, нидерландский театр танца, николай мартон, марко гёке, филип гласс Выступление Нидерландского театра танца стало настоящей сенсацией фестиваля. Фото предоставлено организаторами фестиваля.

Среди множащихся с каждым годом в России всякого рода танц-фестивалей петербургский Dance Open один из самых солидных. В апреле вот уже в шестнадцатый раз (в четвертый – на сцене Александринского театра) действительно именитые труппы показывают действительно интересные постановки.

Этой весной программу открыли сказка-квест «Снежная королева», созданная худруком Екатеринбургского балета Вячеславом Самодуровым, российская премьера знаменитого спектакля «Вирус Наарина» в исполнении израильской танцевальной компании «Батшева» во главе с Охадом Наарином, «Золушка» худрука Пермского балета Алексея Мирошниченко и «Буря» хореографа Кшиштофа Пастора по Шекспиру в исполнении артистов Национального балета Польши.

Фестивальный регламент предусматривает также мастер-классы ведущих педагогов-репетиторов Вагановской академии, Мариинского театра и других школ и компаний из Петербурга и США. По традиции образовательную программу для студентов балетных школ мира венчает «детский» гала, а фестиваль в целом – гала «Звезды мирового балета», чья география в этом году шире прежних: Большой и Мариинский театры, Пермский театр оперы и балета, Балет Сан-Франциско и Балет Ла Скала, Национальный балет Нидерландов и Нидерландский театр танца (NDT 1), Королевский балет Ковент Гарден, Королевские балеты Швеции и Дании, Норвежский национальный и Национальный балет Польши. Сюрпризом стали специальные гости фестиваля – компания аргентинских мачо «Malevo Malambo». Выковав свой фирменный стиль из традиций фламенко, танцев гаучо, современной стрит-культуры, фантастической виртуозности, нечеловеческой слаженности и только человеку присущей страстности и отдачи, они заводят зрителя, а к удовольствию критика добавляют капельку досады: ах, если бы наши балетные в своем деле достигали подобного (хотя он кажется недостижимым) уровня ремесла…

В программе нынешнего Dance Open была труппа, в отношении которой понятия «уникальный» и даже абсолютно девальвированное и вульгаризированное сегодня «нереальный» применимы в их изначальных, подлинных, необлондиненных смыслах.

На исторической сцене Александринского театра представленный Нидерландским театром танца (NDT 1) вечер одноактных балетов последнего десятилетия не прозвучал диссонансом. Питерский театр - оплот русского актерского профессионализма и культуры сценической речи (когда на недавней церемонии вручения «Золотой маски» одному из могикан Александринки великолепному Николаю Мартону вручали премию «За вклад в развитие театрального искусства», один только звук его поставленного голоса, не говоря уж о забытой манере речи, доставили неизъяснимое наслаждение). Так вот этот старинный театр оказался абсолютно органичной площадкой для тех, чей театральный язык обостренно актуален.

Если «Тонкая кожа» Марко Гёке с ее нервическим ритмом и бешеной энергетикой – лишь очередной удачный (и драйвовый) случай продемонстрировать феноменальные дарования и умения артистов NDT 1, то сочинения Соль Леон и Пола Лайтфута – дело совсем иное. Об одном из них – «Дотянуться до звезд» - «НГ» уже приходилось писать (правда, во время гастролей два года назад название «Shoot the moon» перевели как «Выстрел в Луну»).

Безусловной сенсацией Dance Open-2017 стал 45-минутный спектакль «Немое пространство» («Silent screen») с музыкой Филипа Гласса. И не потому даже, что артисты, в которых говорит все, до последней фаланги пальца, физически, технически, драматически, эмоционально делают невозможное. Не потому, что эстетически зрелище завораживает благородной простотой. И не потому… А потому, что нет ни малейшего смысла перечислять отдельные элементы, на которые спектакль, казалось бы, легко разложим. Видео-проекции, минималистская, но красноречивая и очень выразительная сценография, выверенные мизансцены, фактуры, костюмы с диалогом скупо, но осознанно подобранных цветов, музыка Гласса и, конечно же, поэзия пластического языка – все это неразъединимо ни эстетически, ни семантически. Рожден целостный мир. Новая реальность не вторична, не интерпретирует другие искусства. Эта сценическая, сугубо и исключительно театральная реальность – самоценная, не паразитирующая на литературе, живописи или психоанализе. Не замкнутая в себе, богато одаривающая смотрящего сообразно и соразмерно возможностям его восприятия, чувственной развитости, эмоционального опыта. Бессмысленно пытаться определить, что из этих элементов создает эмоциональную доминанту (а она в спектакле мощнейшая), поскольку эффект порождается именно целостным, художественно единым произведением, нерасчленимым на винтики-функции. Обращенное скорее к бессознательному, нежели к рациональному в зрителе «Немое пространство» полно воздуха (вдыхая, мы ведь не разбираем, где кислород, а где азот, озон или углерод). Взаимопроникновение всех составляющих естественно и гармонично. Картины природы, девочка в красном пальтишке, ее глаза, сломанная палочка в ее руке, уходящий в холодное морское пространство немолодой джентльмен, снег, беспокойство перистых облаков, звездное небо… И это, по-хорошему, не надо бы перечислять на письме. В спектакле нет нарратива, сюжетных линий и череды событий. Есть драма чьей-то частной жизни – и тайны Жизни непостижимой. Все – от глубочайшего беспафосного трагизма до динамики драпировок на фантастической юбке актрисы, медленно выходящей из оркестровой ямы и постепенно укрывающей этими волнами всю немаленькую александринскую сцену, любая продуманная мелочь - все вместе они создают новое самобытное явление – театр Лайтфут-Леон (они не только хореографы, но дизайнеры костюмов, авторы сценографии и видеографики). Они умеют говорить с нами о важном, интимном и глобальном, актуальном и вечном. И главное – из некоммуникабельности, рефлексии и нервозности современного мира, из его сколков они создают гармонию.

Нидерландский театр танца – труппа супер-класса. Долгие годы гордо называвшаяся театром Иржи Килиана, сегодня возглавляемая Полом Лайтфутом, она свято чтит прошлое, но не испытывает ностальгии. Нет нужды искать в прошлом спасения, поскольку не от чего спасаться. Один золотой век сменился другим. Развитие не останавливается. Не имея в анамнезе всеразъедающего комплекса неполноценности, даровитые хореографы сменяют великих учителей, в свою очередь, создавая все условия для роста и развития идущих им на смену. Здесь нет многолетней селекции по признаку лояльности в ущерб профессиональным качествам. Конкуренция здесь не жупел, а гарантия самообновления. И потому на протяжении десятилетий искусство NDT полнокровно и радостно.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
805
Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

0
505
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
989
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
976

Другие новости