0
2354
Газета Культура Интернет-версия

17.04.2017 00:01:00

SOS из XV века

Тэги: церковь, мелтово, псков, монументальная живопись, иконография, центр грабаря


церковь, мелётово, псков, монументальная живопись, иконография, центр грабаря Росписи церкви в Мелётово – уникальный образец зрелой псковской монументальный живописи XV века. Фото Алексея Касмынина предоставлено пресс-службой Центра Грабаря

Роспись церкви Успения Богоматери в селе Мелётово под Псковом – единственный дошедший до нас пример зрелой псковской монументальной живописи XV века, уникальный еще и по своим иконографическим особенностям. Сегодня храм пребывает в остроаварийном состоянии, и обращения в Минкульт принесли только обещания, несмотря на статус памятника культуры федерального значения. Надеясь привлечь внимание к мелётовской церкви, на выставке «Мелётово. Время решений» во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре имени Грабаря впервые широкой публике показывают копии части фресок, сделанные много лет назад Адольфом Овчинниковым,  дополнив их фотографиями. Одновременно нынешний проект, по словам одного из кураторов Александра Горматюка, «первый шаг к новому детищу – иконотеке Адольфа Николаевича Овчинникова, которую мы надеемся открыть в отдельном здании на Пречистенке в июне-июле».

Церковь, возведенную в Мелётовской засаде на границе с новгородскими и московскими землями, расписали в 1465 году. Уже давно умер Андрей Рублев, умер другой знаменитый мастер – Феофан Грек, расписывавший в конце XIV века новгородскую церковь Спаса Преображения на улице Ильина. Дионисий, главный отечественный изограф XV – рубежа XVI веков, скоро возглавит артель, которая станет работать над первоначальным иконостасом и фресками в алтаре Успенского собора в Московском Кремле, а в первые годы XVI века Дионисий с сыновьями распишет собор Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря под Вологдой. У псковской школы свои характерные особенности письма, а мелётовская церковь – самый поздний памятник из трех главных во Пскове в том, что касается монументальной живописи. Первый – Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря (1130–1140-е годы), второй – собор Рождества Богородицы монастыря Снетогорского (1313).

Росписи Мелётово, выполненные в охристых тонах, с экспрессивными «бликами»-движками (Овчинников видит в них влияние в том числе Феофана Грека), сохранились фрагментарно, это около 60% живописи. Но там, например, уцелел Ант-скоморох – такого древнерусская живопись больше не знает. «Скоморох глумился над Богородицей. И когда она попросила его этого не делать, он не внял. Тогда Богородица прошла над ним спящим, провела над ним рукой, и у него отсеклись ноги-руки, – рассказывает «НГ» куратор Елена Проханова. – Почему это именно в Мелётове? Это место, раньше называвшееся Мелётовской засадой, самая крайняя точка на границе с Новгородской областью. Когда шла борьба Пскова за независимость, именно там встречали послов. Эту церковь построили по заказу псковских посадников, и ее роспись являлась предупреждением. Об этом свидетельствуют и другие сюжеты, например, «Явление Богоматери игумену Евстафию» (но этот сюжет встречался и в других местах)». 

Из других необычных иконографических деталей куратор назвала распространенный сюжет о неверии Фомы: только в мелётовской церкви Фома не вложил перст в рану. «Считается, что эти росписи – первый образец псковской школы, – говорит Проханова. – Поскольку Мирожский монастырь расписывали приглашенные константинопольские мастера. А Снетогорский – псковские мастера, пользовавшиеся византийскими приемами. К сожалению, храм находится вдалеке от дорог, он малопосещаем. Сейчас он в чудовищном состоянии, трещины по всем фасадам. Нужна реставрация архитектуры и стенописи. Причем это не фрески, то есть они написаны не по сырой штукатурке, а по сухой. Но у писавших так итальянцев один климат, а у нас другой. Происходит расслоение».

На вернисаже завотделом «Мирожский монастырь» Псковского музея-заповедника (в состав которого входит мелётовская церковь) Таисия Круглова сказала, что «последнее финансирование от федеральной целевой программы на реставрацию архитектуры, незаконченную, было в 1999 году. Последняя небольшая сумма на противоаварийные работы по живописи – в 2006 году. Несмотря на то что каждый год мы обращаемся в Министерство культуры с заявкой на финансирование. За последние два-три года живопись начала разрушаться на глазах. Сейчас благодаря этой выставке, помощи, которую нам оказали люди нашей страны, мы получили деньги на проектную работу по архитектуре и на противоаварийные работы. Суммы небольшие, и работы только-только начнутся. Треть живописи находится в остроаварийном состоянии. Это катастрофа».

Вход на выставку что церковный портал. Белая стена с арочным проемом. На ней фотографии фресок и заглавие «Мелётово. Время решений». Внутреннее пространство, насколько возможно, старается создать впечатление о мелётовской церкви: на полу воспроизведен ее план, часть копий фресок с барабана церкви так и помещены – на цилиндре. Другая часть – на специальных постаментах, и, как говорят в Центре Грабаря, угол зрения получается таким же, как при взгляде на стены в самой церкви.

Только когда вы идете до конца, до главной восточной части, то оказываетесь не перед алтарем, а снова перед входом в храм – на этот раз в виде огромной фотографии. Дверь закрыта. Эта двойная «проекция» со входами на выставку и в храм (дизайнер выставки – Андрей Шелютто) как сигнал к тому, чтобы искать выход и возможности реставрации, чтобы в эту церковь можно было продолжать заходить.  


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Ольга Соловьева

Более 50% россиян ждут повышения качества жизни через несколько лет

0
1126
Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Стилистика традиционного обращения КПРФ к президенту в этом году ужесточилась

0
1354
Доллар стал средством политического шантажа

Доллар стал средством политического шантажа

Анастасия Башкатова

Китайским банкам пригрозили финансовой изоляцией за сотрудничество с Москвой

0
1621
Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил исключительность служителей Фемиды

0
1175

Другие новости