Гоголь и Любительница Абсента
на презентации журнала "Замыслы". Фото Сергея Петрова |
Выпускники театроведческого факультета ГИТИС создали новый проект о театре, который представляют не просто как журнал – в апреле состоялась презентация уже второго номера – а как художественный способ осмысления театральной действительности. «Театр для нас не только объект исследования, но и повод сочинить свой «спектакль» на страницах нашего журнала» - говорят молодые театроведы и издают на народные средства уже второй уникальный выпуск художественно-научного издания. После назначения в «Центр драматургии и режиссуры» Владимира Панкова редакция была приглашена на Поварскую.
Уникальность издания состоит в структуре журнала, где присутствует, к примеру, рубрика «Театральные комиксы» – «визуальное воплощение юмора, созданное тандемом театроведа и художника, зарисовки «на злобу дня», воскрешающие жанр театральной карикатуры ХХ века»; а также в том, что при тираже около тысячи экземпляров, оформление журнала происходит вручную. То есть читатель получает новый взгляд на театр в виде хэнд-мейд поделки. Первый номер, посвященный вопросу образования сценографов в Лаборатории Дмитрия Крымова (взаимодействию режиссера и художника) имел суперобложку – фрагмент декорации спектакля «Опус №7» - разрисованный картон, который является элементом фирменного стиля режиссера.
Второй – художником Анной Костриковой (и дизайнером Полиной Николаевой), оформившей спектакль Крымова «О-й. Поздняя любовь», превращен в своеобразный гербарий. Среди бумажных текстовых листов можно найти засушенные живые. Этот ход следует из тематики номера, отдающего дань альма-матер, он - о течении времени. В выпуске собраны личные разговоры авторов журнала с театроведами старшего поколения, которые сегодня составляют научный электорат ГИТИСа, учились и преподают здесь: шекспировед Алексей Бартошевич, ректор Щепкинского училища Борис Любимов, балетный историк и критик Вадим Гаевский, испанист Видас Силюнас, историк театра Андрей Якубовский, специалист по Островскому Нина Шалимова, ушедшая из жизни знаток чешской театральной культуры Лариса Солнцева.
Классики на презентации журнала "Замыслы".
Фото Сергея Петрова. |
Театроведы, вышедшие непосредственно из мира театра, связанные с ним в буквальном смысле родственными узами (Алексей Бартошевич - внук Качалова, Борис Любимов в детстве был частым гостем в доме наследников Ермоловой). Они в свою очередь рассказывают об учителях в их жизни – известнейших искусствоведах и литературоведах - Григории Бояджиеве, Александре Аниксте, Павле Маркове, Николае Томашевском, Стефане Мокульском. На страницах журнала встает эпоха – несправедливая и жестокая (когда лучших людей профессионально калечила «кампания по борьбе с космополитизмом»), но в то же время золотая - наполненная упоением театральным искусством, сбережением его истории для будущего, тогда еще туманного, трепетной передачей знания о нем из рук в руки - от великих к современникам.
Презентация новых «Замыслов» прошла в жанре капустника, театрализованного утренника в Рямянцевском зале Дома Пашкова (соорганизатор проекта). В атмосфере старинного читального зала библиотеки актеры Мастерской Дмитрия Крымова представили героев номера, которые не уступили актерам и исполнили свои монологи (Алексей Бартошевич прочел отрывок из трагедии «Юлий Цезарь», Видас Силюнас – Кальдерона). Свиту выдуманного персонажа, духа «Замыслов», Любительницы Абсента (Мария Смольникова) образовали классики, стряхнувшие с себя пыль времен – Пушкин (Сергей Мелконян) и Гоголь (Алина Ходжеванова). К ним присоединился с постамента перед библиотекой Достоевский (Константин Муханов).
Первых двух персонажей поклонники нового жанра - байопика крымовской Лаборатории уже знают по фантазийным спектаклям «Своими словами. А. Пушкин «Евгений Онегин»» и «Своими словами. Н. Гоголь. «Мертвые души». (История одного подарка)». А так как библиотека все-таки имени Ленина до сих пор, то и вождя пригласить не забыли. Его в красных носках исполнил Евгений Старцев. И тут, думается, никакой случайности – в следующей серии Крымов обещал инсценировать «Капитал» Маркса, в смысле пересказать своими словами.