0
5005
Газета Культура Интернет-версия

13.03.2017 11:18:00

"Ласточка" с весною в сени к нам летит

Тэги: фестиваль, алиева, музыкальный форум


фестиваль, алиева, музыкальный форум Фото предоставлено организаторами фестиваля

Этот музыкальный форум совсем молод, но несмотря на то, что столица избалована всевозможными фестивалями, в том числе и вокальными, он сумел найти свою нишу и привлечь внимание меломанов. Свидетельство тому – концерт-открытие, когда лучший академический зал страны оказался переполненным.

Главная приманка – имя художественного руководителя проекта, солистки Большого театра Динары Алиевой. Молодая и уже знаменитая певица за последние годы постоянно радовала московскую публику как своими яркими выступлениями на сцене родного театра, так и разнообразными концертными программами. В Большом сделано много главных партий в операх русских и зарубежных композиторов и всегда на спектаклях с участием Алиевой именно она становится бесспорным центром, даже когда ее роль – не самая важная (как, например, было с партией Микаэлы в «Кармен») или когда сама продукция безнадежно плоха («Иоланта» в постановке Сергея Женовача). Вокальное и актерское мастерство Алиевой сегодня на таком уровне, что ее выход на сцену – это всегда гарантия и высокого качества исполнения, и подлинной экспрессии, настоящих эмоций, которые публика получит сполна. Концертные программы певицы всегда отличает продуманность и стройность концепции, безупречный вкус и опять же гарантированное качество вокально-актерского воплощения.

Второй фактор, привлекающий публику на алиевский фестиваль, – это интересный репертуар и интересные исполнители, то есть содержательное наполнение программ. В этом году это шесть концертов, которые пройдут в Москве в течение чуть больше месяца. Здесь и концертные исполнения двух опер, и сольные и дуэтные рециталы, и пышные по составу участников гала-концерты. Словом, один фестиваль по-умному включает в себя меню на разный вкус, говоря о продуманности и сбалансированности его концепции.

Открытие началось сразу с высокой ноты – в БЗК прозвучал настоящий раритет, опера Джакомо Пуччини «Ласточка». У одного из самых популярных оперных композиторов есть произведения, которых не знает наша публика. Да и за рубежом «Ласточка» - не самый ходовой репертуар, здорово уступающий по популярности «Тоске», «Богеме» или «Мадам Баттерфляй». Причина этого, как считается, в неубедительности, недоделанности либретто Джузеппе Адами. Ровно сто лет назад для Оперы Монте-Карло либреттист и композитор попытались создать произведение без трагического финала, с аллюзиями на безумно популярную тогда венскую оперетту, некий сплав «Травиаты», «Богемы» и «Летучей мыши» - драматургические да и музыкальные «ушки» всех трех великих предшественниц очень заметно «торчат» в «Ласточке». Но поскольку, как известно, «в одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань», лайт-вариант итальянской мелодрамы получился весьма странным экспериментом, не убеждающем ни тех, кто пришел в зал по привычке поплакать, ни тех, кто искал веселья и фривольного шарма. Правда, это совершенно не относится к музыке – даже в такой сомнительной истории, как надуманные метания очередной парижской дамы полусвета Магды де Сиври, Пуччини оказывается гением на все сто, а его опера полна превосходных страниц искренней экспрессии и замечательных мелодических и гармонических находок.

Динара Алиева остановила свой выбор на «Ласточке» не случайно: она пела партию Магды в Берлине, в премьерных спектаклях Deutsche Oper, и очень хотела, чтобы московская публика услышала эту ее работу. Благодаря этому «Ласточка» наконец прозвучала в российской столице – спустя целый век после своего рождения. Правда, звездный партнер Алиевой по берлинским спектаклям американский тенор Чарльз Кастроново до Москвы не доехал, по причине чего хозяйка фестиваля оказалась единственной топовой фигурой, причем не только по протоколу, но и по сути – именно пение Алиевой в памятный вечер открытия фестиваля оказалось самым привлекательным. Богатый голос артистки царственно парил в БЗК, уверенно пробивая плотный пуччиниевский оркестр, а сама Алиева оставалась при этом наиболее живой и естественной из всего ансамбля выступавших, пытаясь, и небезуспешно, сотворить из суховатого формата концертного исполнения настоящий спектакль.

С партнерами повезло меньше. Вместо Кастроново главную теноровую партию оперы – наивного провинциала Руджеро Ластука – исполнил юный итальянец Винченцо Констанцо, обладающий приятным спинто, но для которого еще все впереди, в том числе и приобретение подлинного вокально-сценического мастерства. Для второго тенора оперы Андреа Джованнини (поэт Прунье) многое, напротив, уже в прошлом – бесспорное вокально-артистическое мастерство сочетается с уже начавшим увядать голосом, который, кажется, и раньше не отличался тембральной привлекательностью. Марина Зятькова по сравнению с кавалерами слушалась гораздо лучше – и голос в отличной форме, и владение им впечатляет, но сама партия амбициозной горничной Лизетты не слишком подходит ее легкому, деликатному сопрано.

Безупречными, помимо Алиевой, оказались «Мастера хорового пения» Льва Конторовича и особенно Российский национальный оркестр – выразительность их звучания подарила столичным меломанам настоящий праздник. Немалая заслуга в этом принадлежит и прибалтийскому маэстро Янису Лиепиньшу, мастерски управлявшемуся с весьма непростой партитурой «Ласточки».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Быстрый, натриевый, безопасный

Быстрый, натриевый, безопасный

Владимир Полканов

Проект Росатома по строительству энергоблока будущего БН-1200М прошел экологическую экспертизу

0
393
При выходе на пенсию уровень жизни может обвалиться в четыре раза

При выходе на пенсию уровень жизни может обвалиться в четыре раза

Анастасия Башкатова

Доходы пожилых все больше отстают от зарплат российских работников

0
653
Гендерный разрыв в оплате труда оказался максимальным за 11 лет

Гендерный разрыв в оплате труда оказался максимальным за 11 лет

Ольга Соловьева

Геополитическая турбулентность ускорила в России рост зарплат у мужчин, но не у женщин

0
494
Госдума придерживает гуманную инициативу Верховного суда

Госдума придерживает гуманную инициативу Верховного суда

Екатерина Трифонова

Беременных женщин и матерей с детьми предлагалось вообще не отправлять под стражу

0
500

Другие новости