0
3655
Газета Культура Интернет-версия

06.03.2017 00:01:00

Душа Энди Уорхола и "Синие носы" с пропиской в Центре Помпиду

Тэги: выставки, центр помпиду, российское искусство, синие носы, пригов, эрик булатов, потанин, свиблова, андрей кузькин, юрий альберт, бобур, иван чуйков, комар, меламид


Встреча старого и нового миров. 	Фото автора
Встреча старого и нового миров. Фото автора

Открывшуюся в Центре Помпиду выставку «Коллекция+» можно определить и как рассказ о счастливой цепной реакции. Осенью одному из лучших музеев современного искусства, кстати, с хорошим собранием русского авангарда, включающим и Ларионова с Гончаровой, и Кандинского, подарили подборку из 250 работ, которую показали на выставке «Коллекция! Современное искусство СССР и России 1950–2000 годов» (см. «НГ» от 01.09.16 и 19.09.16). Произведения отдали художники и их семьи, коллекционеры, а половину выкупил Фонд Владимира Потанина. Проект, осуществленный благодаря сотрудничеству директора Мультимедиа Арт Музея и куратора выставки Ольги Свибловой, Центра Помпиду, от которого «Коллекцией» занимается Николя Люччи-Гутников, и Фонда Потанина, получил продолжение. И премию The Art Newspaper Russia. Сейчас Бобуру подарено еще больше 100 работ, интегрированных в экспозицию под вывеской «Коллекция+».

Перспектива, открывающаяся от входа на выставку, «упирается» в висящие под потолком огромные, с пятиконечными звездами на линзах «Очки для каждого советского человека» Леонида Сокова. По иронии соц-артиста, они, как Большой Брат, смотрят в упор на вас. По левую сторону от них накрыт красным «партийным» сукном и сервирован тарелками-серпами-молотами длинный стол «Тайной вечери» концептуалиста Андрея Филиппова. Чуть дальше – «Слава КПСС» Эрика Булатова, авторский повтор знаковой картины 1975 года, сделанный в нулевых. Эти произведения в Центре Помпиду (Бобуре) с осени, «осеняют» широкий коридор, от которого расходятся в разные стороны тематические залы. На вернисаже «Коллекции+» концептуалист Юрий Альберт снабжал гостей у входа камешками: положить в ботинок и долго бродить по выставке (вспоминая, к примеру, его перформанс «Экскурсия с завязанными глазами», где зритель мог лишь слышать рассказ об искусстве, не видя его).

Другой перформанс о восприятии прекрасного был у Андрея Кузькина – из предметов, данных ему выстроившимися в очередь зрителями, художник делал, что называется, a piece of art. Кузькин – кажется, самый молодой автор в подаренном музею собрании, в Париже с весны представлен двумя знаковыми работами: за перформанс «По кругу» он в свое время получил премию «Инновация», а в декабре за переплетающий личную биографию с творческой проект «Право на жизнь» – Премию Кандинского.

В отмечающем 40-летие Бобуре за полгода оказалось больше 350 работ современных российских художников. Распределены они по четырем тематическим линиям: «Нонконформизм», «Соц-арт», «Московский концептуализм», «Перестройка и постсоветский период». В концептуализме представлены разные ветви – группа Андрея Монастырского «Коллективные действия», рисунки Ильи Кабакова (которые мысленно прибавляешь к его инсталляции «Человек, улетевший в космос из своей квартиры», уже хранящейся в Помпиду), картины Виктора Пивоварова (в том числе две подаренные сейчас).  Другой концептуалист, Иван Чуйков, с осени представлен в музее работой из знаменитого цикла "Окна", которой в этом году исполнится 50 лет. Здешнее "Окно VI" 1975-го - первое в цикле, где художник начал и на уровне рам экспериментировать с эффектами перспективных искажений. Есть здесь и младоконцептуалисты – Вадим Захаров или группа «Инспекция «Медицинская герменевтика».

На нынешнем этапе существенно дополнился раздел, посвященный концептуалисту Дмитрию Александровичу Пригову (дар его семьи). Появился зал группы «Синие носы»: Александр Шабуров и Вячеслав Мизин подарили Бобуру не только известные работы вроде хрестоматийной и скандальной «Эры милосердия» с целующимися милиционерами, видео с ворочающимся в гробу Лениным или фотографии «Маски-шоу» с развалившимися на диване Путиным, Бушем и Усамой бен Ладеном, но и хуже известные даже в России «доносовские» опусы Шабурова. Юрий Аввакумов выстроил отдельный зал о «бумажной архитектуре». Соц-арт здесь «прирос», в частности, ранними проектами придумавших это направление Комара и Меламида.  Скажем, они затеяли куплю-продажу душ – в Помпиду выставлен сертификат, где Энди Уорхол удостоверил продажу своей «бессмертной души» вышеозначенным художникам за 0 долл. Сделку подтверждает черно-белый снимок с Комаром, Меламидом и сложившим на коленях руки поп-артистом – все со смехотворно серьезными физиономиями. Куратор «Коллекции+» Николя Люччи-Гутников мечтает сделать ретроспективу этих соц-артистов (как, кстати, хочет показать в Париже российское искусство Питера и отдельно – Сибири, откуда родом «Синие носы»).

В парижскую панораму, как в пазл, становятся новые детали. Сейчас от коллекционера Игоря Цуканова в Помпиду поступил ранний «Пейзаж» Булатова, написанный совсем в другой манере, нежели его «фирменные» вещи. Тему советской абстракции вместе со знаменитой серией «Сигнальная система» москвича Юрия Злотникова теперь продолжают и листы работавшего в Ленинграде Евгения Михнова-Войтенко из серии «Тюбик», как художник называл свои работы маслом на бумаге. А к фотодокументации перформанса «Я кусаю Америку, Америка кусает меня» московского акциониста Олега Кулика добавились подаренные Маратом Гельманом фото из серии «Моя семья, или Природа совершенна». Все это снабжено экспликациями и биографическими справками, то есть теперешний выход отечественного искусства аранжирован неформально – здесь прошли серии перформансов, идут лекции и дискуссии. Но главное – после закрытия выставки в апреле ничего не остановится. Будет издан каталог коллекции, создан сайт, с Фондом Потанина тут запустили трехлетний исследовательский проект, а произведения обещают включать в постоянную экспозицию. Это внимательная, долгоиграющая история. По словам гендиректора Фонда Потанина Оксаны Орачевой, искусство России «должно иметь возможность быть представленным в больших международных институциях, чтобы публика могла узнать, что такое Россия сегодня». Стоит надеяться, что со временем сюда прибудут новые работы, дополнив, например, сюжет с Бульдозерной выставкой или с московским акционизмом. В осеннем интервью «НГ» директор Центра Помпиду Бернар Блистен определил музей как «место, где вы допрашиваете историю». Собранное сейчас в Бобуре, с точками бифуркаций в плане развития идей и форм, о многом интересно допросить.

Париж–Москва



Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Ольга Соловьева

Более 50% россиян ждут повышения качества жизни через несколько лет

0
1050
Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Стилистика традиционного обращения КПРФ к президенту в этом году ужесточилась

0
1211
Доллар стал средством политического шантажа

Доллар стал средством политического шантажа

Анастасия Башкатова

Китайским банкам пригрозили финансовой изоляцией за сотрудничество с Москвой

0
1481
Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил исключительность служителей Фемиды

0
1066

Другие новости