0
3689
Газета Культура Интернет-версия

15.02.2017 15:49:00

Андрей Устинов: «Мы разом отыгрались за отсутствие интереса к творчеству Вайнберга»

Тэги: вайнберг, андрей устинов, композитор, музыка, пассажирка, идиот, мариинский театр, большой театр, новая опера, паунтни, гидон кремер, елена прохорова


вайнберг, андрей устинов, композитор, музыка, пассажирка, идиот, мариинский театр, большой театр, новая опера, паунтни, гидон кремер, елена прохорова Фото со страницы Андрея Устинова в Facebook

Завтра в Москве начинается международный форум «Мечислав Вайнберг (1991 – 1996). Возвращение», за четыре дня пройдут несколько круглых столов и творческих встреч, научная конференция, будет исполнена камерная музыка Вайнберга, в том числе – мировая премьера одного из сочинений. Три из четырех российских постановок вайнберговских опер так же покажут в дни форума. Этот проект – прецедентов которому в истории российского музыкального театра до сих пор не было - был разработан вокруг премьеры оперы «Пассажирка» в Екатеринбурге. Куратор проекта – главный редактор газеты «Музыкальное обозрение» Андрей УСТИНОВ – ответил на вопросы корреспондента «НГ» Марины ГАЙКОВИЧ.

- Как сложился этот проект?

- Для меня и для газеты история этого проекта имеет своего рода два начала.

Впервые с польской стороной мы работали в 1994 году, когда выиграли, как сегодня бы сказали, тендер (конкурс) на публикацию книги Ирины Никольской «Беседы с Витольдом Лютославским». Были единственными, кто включил в смету гонорар автора. Потом у нас было сотрудничество с фортепианным конкурсом им. Шопена, я по приглашению Польского МИДа был на фестивалях в Польше и так далее. То есть линия связи с Польшей была. Вторая история – относительно недавняя. Три-четыре года назад я смотрел оперу Вайнберга «Портрет» в Познани, тогда началось сближение с этим композитором и его операми. А дальше оказалось, что эта точка словно вошла в некоторый пространственный резонанс, забились идеи – причем не только у меня. Безусловно, надо вспомнить и 2006 год, когда Музыкальны театр им. Станиславского и Немировича-Данченко подготовил первое в мире исполнение оперы «Пассажирка». Мне кажется, что история «Пассажирки», которую Дэвид Паунтни позже поставил на фестивале в Брегенце, тоже началась тогда.

Конечно, импульсы к проведению форума возникли не без влияния оперной Европы. Оперное искусство сегодня – локомотив. Колоссальный толчок дала «Пассажирка» Паунтни, но не только – я уже говорил о постановке «Портрета» в Познани, в Мангейме была поставлен «Идиот», в Германии также готовят и постановку оперы «МазлТов».

Напомню один момент. Когда в Большом театре представляли нового музыкального руководителя – Тугана Сохиева, прозвучала фамилия Вайнберга. Тогда из кулуарных разговоров я узнал, что это будет не «Пассажирка». И паззл сложился.

Мы тогда плотно сотрудничали с екатеринбургским театром, заговорили о будущих планах и о возможности поставить «Пассажирку». Я провел мониторинг театров – и выяснилось, что Вайнберг у всех был на примете, а решительности ставить – не было. Пермь подбиралась к «Пассажирке» через концертное исполнение, Новосибирск…

Тогда я понял, что нужно не просто ставить «Пассажирку», а заявиться уже сегодня – за два года до премьеры. И заявить не просто оперную премьеру – а разработать большой проект по Вайнбергу, частью которого станет премьера «Пассажирки» в Екатеринбурге. Нами был выбран прием постепенного нагнетания интереса к Вайнбергу - через предварительные программы: разработали отдельный сайт «Пассажирки», провели три презентации, в том числе и в Москве, несколько концертов музыки Вайнберга и так далее. Эта стратегия была верной – об этом можно судить хотя бы по тому факту, что вайнберговскую тему подхватил и Мариинский театр, где внезапно выпустили премьеру «Идиота» - за пару месяцев до екатеринбургской «Пассажирки» и за полгода до премьеры «Идиота» в Большом. Единственное, чего никто не мог ожидать, что еще один театр по стечению обстоятельств окажется в нашей компании - Новая Опера, тоже с «Пассажиркой», и практически в даты нашего форума. Но и это есть свидетельство того, что мы были на правильном пути, и обращение к Вайнбергу - своевременное.

В позапрошлом году мы провели конференцию «Россия – Польша: музыкальный диалог», тогда мы презентовали проект «Пассажирки», и тогда я буквально взял за руку Наталью Сиповскую (директора Института искусствознания), Андрея Шишкина (директора Екатеринбургского оперного театра) и привел в кабинет Владимира Урина. Тогда мы договорились о начале подготовки форума «Мечислав Вайнберг. Возвращение».

На следующем этапе к команде присоединилась Антонина Клокова – специалист по творчеству Вайнберга, она работает в Германии, то есть находится в международном научном контексте. Тут оказалось, что Россия – как всегда – в особом положении. Интерес к творчеству Вайнберга - исследовательский, исполнительский – по сравнению с Европой, у нас был практически на нуле. Тем не менее, сегодня, разом, мы «отыгрались» - в четырех театрах поставлены его оперы!

- Как вы думаете, почему именно сейчас музыка Вайнберга оказалась столь востребована?

- Вокруг Вайнберга сложился миф, будто его творчество постигла та же страдальческая участь, что и самого композитора. Последнее верно: жизнь Вайнберга была крайне непростой. Это биография человека, по которому мощно прошелся каток истории. Его жизнь могла прекратиться в сталинских застенках – но помогли ходатайство Шостаковича и собственно смерть Сталина. Тем не менее и до ареста, и после он не был неисполняемым композитором. Его играли первые! Ойстрах, Коган, Гилельс, Кондрашин, квартет Бородина, Федосеев и так далее. Сегодня его музыку играет Гидон Кремер, а оперы ставит Дэвид Паунтни. Сказать о том, что он забыт насмерть, что это такой загнанный композитор – скорее, дань моде, но не правда. Другое дело, что в 1996 году, когда он умер, в моду стали входить другие композиторы, другие музыкальные течения, и это естественно, это нормальный процесс. Вот в это время музыка Вайнберга, действительно, из афиш ушла. Но плавильня «отошедшего» непременно начинает работать – и в ней может что-то выжить, остаться. Так или иначе, выскакивают имена, которые захватывают, заинтересовывают человечество. Это первое.

Второе, на мой взгляд, это своего рода матрица советского композитора, в высшем смысле – я имею в виду универсальность, когда человек может написать оперетту, песенку, гражданскую песню, марш, музыку для цирка, для кино, грандиозную оперу, балет, музыку для мультфильма, может работать во всех жанрах камерной музыки, вокальной музыки, хоровой и так далее. Вайнберг все это мог. Кстати, он никогда нигде не служил –он только писал музыку. Он об этом говорит в своих мемуарах, в том числе в высказываниях о своем творчестве и о себе, которых очень мало. На форуме мы услышим фрагменты записи бесед с композитором, их покажет вдова Манашира Якубова.

И третье – тематизм его творчества. Художник и власть, художник и тоталитаризм, утрата родины, национальная идентификация, человеческая катастрофа (нацизм и Холокост). Темы больные, сложные. Мучительные вопросы, и музыка его ищет мучительно на них ответы.

- Что еще, на ваш взгляд, стоит внимания на форуме?

- На открытии выступит Елена Прохорова – в 1999 году она провела первый фестиваль музыки Вайнберга в России. Мне кажется, 16 февраля буде очень интересный круглый стол, тема которого еще шире раздвигает горизонты: уже само творчество Вайнберга мы вписываем в более широкий контекст. На конференцию приезжают немецкие, американские, израильские исследователи. Один из докладов, в частности, будет посвящен истории непостановки «Пассажирки» в Большом театре.

В биографии Вайнберга есть личностный момент – у него было два брака, во второй раз он женился на ровеснице дочери. К конференции мы выпустим сборник, куда войдет несколько писем Вайнберга Шостаковичу и некоторые фрагменты из его писем жене, где звучит необыкновенно мощное чувство любви!

Каждой опере посвящен круглый стол – день «Идиота», день «Пассажирки», запланированы творческие встречи с постановочными группами россиских спектаклей, отдельно – с Дэвидом Паунтни и Зофьи Посмыш, автором повести «Пассажирка».

Плюс – вечерняя программа, ежедневная. Три оперы, три камерных концерта, на одном из которых прозвучит мировая премьера сочинения, которое мы случайно нашли. Это Концертино для виолончели и камерного оркестра. На базе этого материала Вайнберг создал виолончельный концерт, он вошел в списки сочинений, а Концертино – выпало. Между тем это самостоятельная пьеса, и она имеет право на жизнь. Я надеюсь, что мы к премьере успеем выпустить эти ноты в издательстве «Композитор». 


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Эн+ успешно прошла отопительный сезон

Эн+ успешно прошла отопительный сезон

Ярослав Вилков

0
322
Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
1343
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1990
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
1380

Другие новости