Фото сайта www.vakhtangov.ru
Десять лет назад Театр имени Евгения Вахтангова возглавил литовский режиссер. Тогда – это был смелый, непростой шаг. Теперь мы уже и представить не можем театр в центре Арбата без снежных бурь пушкинского «Евгения Онегина» и лермонтовского «Маскарада», пронзительного чеховского «Дяди Вани», с которого и началась слава, любовь, признание. Чтобы вывести возглавляемый театр на новый уровень, Туминас, кажется, и ставил не так много, занимаясь не собственными режиссерскими амбициями, а потребностями всего коллектива, развивая его, взращивая и пестуя. Из 48 выпущенных театром за этот период спектаклей, чуть больше десятка – в постановке худрука. Но зато каждый – блестящее попадание, будь то русская или зарубежная классика. Радостное сотворчество миров – приглушенного, настоянного, нутряного режиссерского и страстного, порывисто-летучего актерского. Пресловутое сохранение традиций в этом театре сегодня, наверное, одно из самых живых случаев. Острая актуальность, актерский диапазон от яркой эксцентрики до подробного психологизма, реализм не чуждый фантазии - все это нашло продолжение в новых спектаклях театра.
Римас Туминас – человек традиционного мировоззрения, он и сам всегда говорит, что его идеал – это век 19. Режиссерский авангардизм здесь для нас - в его национальном характере. Русский театр и литературу на сцене Туминас открывает заново с помощью своеобычной литовской ментальности. Сдержанность, аскетизм, скупость внешних проявлений актера и предметного мира становятся изящной и непостижимой оправой для духовной вертикали театрального действия, эмоционального потрясения, катарсиса. Любовь к извилистым метафорам, составляющим орнамент режиссерского рисунка, роднит Туминаса с другим знаменитым литовцем - Эймунтасом Някрошусом. Однако, главное, что, напротив, отличает – предельная внимательность к человеку, который всегда в спектаклях Туминаса проходит тернистый путь познания бытия, вызывая у зрителей целый калейдоскоп чувств – от ужаса до восхищения, и важно – сострадания. В сценических историях режиссера – мир земной и вечный разделены невидимой призрачной стеной и каждый раз зритель словно прикасается к ней и заглядывает все дальше и дальше.
Первое время в Москве, когда Туминас еще ставил в «Современнике», его спектакли принимали неоднозначно. Хотя русской души в них было не занимать, а его спектакли, привозимые из Литвы в Россию на фестивали, становились откровением. Режиссер имеет русские корни по матери, и святая святых – театру - учился у русских. А первая московская постановка случилась еще в 1979 году в Драмтеатре Станиславского. В Вильнюсе же, после учебы в Москве, Туминас возглавлял старинный Национальный театр и основал новый - Малый театр Вильнюса. Из Москвы ему есть куда вернуться, о чем он недавно публично размышлял, не на шутку переполошив почитателей. Но теперь-то как? Собрав из осколков Театр - Дом заново, разве можно его покинуть?
«НГ»